Научный коллектив под руководством доктора Олли Иккала (Olli Ikkala) из Технологического университета Хельсинки (Helsinki University of Technology) разработал новый суперплавучий материал, проанализировав строение ног водомерки. О своей разработке финские учёные доложили на весенней встрече Американского химического общества (American Chemical Society). Подробности рассказывает BBC.

С точки зрения физики новый материал представляет собой аэрогель на основе волокон наноцеллюлозы. Аэрогелями называются пористые материалы, в которых молекулы жидкости замещены на молекулы газа. Такие материалы отличаются рядом уникальных свойств, в том числе минимальной плотностью, близкой к плотности воздуха, при максимальной твёрдости.

Кусок материала, созданного финнами по аналогии с лапками водомерки, весом в 500 г., способен удержать на поверхности воды пять обычных бытовых холодильников общим весом около полутонны. Испытания также показали, что новый материал является чрезвычайно эффективной губкой, например, для сбора разлившихся в воде нефтепродуктов.

«Вокруг света» уже рассказывал о «секрете» водомерок. Ноги этих насекомых из подотряда клопов покрыты жёсткими волосками, которые не смачиваются водой за счёт того, что покрыты жиром. Этот принцип и использовали учёные из Хельсинского университета, заменив волоски волокнами наноцеллюлозы, а жир — особым «жидким» газом.

Отметим, что учёные далеко не в первый раз «подсматривают» идеи инновационных материалов и приборов у природы. Этим занимается специальная наука , называемая бионикой (от греческого bios — жизнь).