Cмотрим новое 35-секундное видео с Солнца: там есть пушистый мох, извержения и прохладные дожди

Такой эту звезду вы еще не видели!

6 мая 2024

кадр видео ESA & NASA/Solar Orbiter/EUI Team

Аппарат Европейского космического агентства Solar Orbiter приблизился к Солнцу на треть расстояния от Земли и снял действительно завораживающее зрелище — «огненный, постоянно меняющийся пейзаж совсем иного мира», как описывают это ученые. ЕКА поделилось фотографиями и видео на своем сайте: с такого близкого расстояния поверхность звезды выглядит как золотой луг до горизонта, покрытый пушистым мхом и поливаемый огненными дождями, а на фоне всего этого взлетают гигантские плазменные извержения.

Все это происходит примерно в 150 миллионах километров от нас. В тот момент солнечный орбитальный аппарат находился примерно на трети пути между Солнцем и Землей и шел на максимальное сближение со светилом в 43 миллиона километров. Ему удалось снять крупным планом переходную область между внешними слоями атмосферы звезды — хромосферой и более горячей короной.

Что можно увидеть на записи

Пушистые, похожие на кружево, структуры в левом нижнем углу видео — это корональный «мох», поясняют эксперты. Тонкие узоры создает яркий газ, который скапливается у основания огромных корональных петель вдоль линий сильного магнитного поля Солнца.

То, что может выглядеть как странный колышущийся лес на горизонте — это спикулы, столбы светящейся плазмы. Они поднимаются из хромосферы и могут достигать высоты до 10 тысяч километров над поверхностью. Их затмевают периодические плазменные взрывы посреди всей этой картины.

«В центре на 22-й секунде видно небольшое извержение, при этом более холодный материал поднимается вверх, а затем в основном падает обратно вниз. Не обманывайтесь использованием здесь слова „небольшое“: это извержение превосходит по размерам высоту Земли!», — говорится в комментариях специалистов ЕКА.

Прохладные огненные дожди

Следом чуть левее на видео можно разглядеть огненные дожди ближе к горизонту. Это плотные сгустки плазмы падают обратно на поверхность Солнца под действием гравитации после того, как были выброшены в корональных петлях высоко в атмосферу.

Ученые называют эти дожди «прохладными» по сравнению с окружающими явлениями: их температура, вероятно, около 10 000 °C, и они выглядят как более темная область, потому что поглощают излучение. А вот температура ярких участков на этих изображениях достигает 1 000 000 °C.

Вся эта галерея экстремальных явлений в 35-секундном видео, по сути, представляет собой обычный «день» на Солнце. Активность, которую мы можем увидеть, благодаря орбитальным аппаратам, вызвана возмущениями магнитного поля нашей звезды. Тем более, что, по данным ученых, светило сейчас приближается к пику своего 11-летнего цикла активности — солнечному максимуму.