Крошка-сын к отцу пришел... и Рой Лихтенштейн стал звездой поп-арта.

Фото №1 - Культурный код: папа может
Рой Лихтенштейн, «Умножитель образов», 1963 год

Картина «Умножитель образов»
Холст, масло, акриловая краска Magna
61×50,8 см
1963 год
Хранится в Художественном музее Сиэтла в США

Однажды Рою Лихтенштейну пожаловался сын: ребята в школе не верят, что его отец — настоящий художник. Дескать, абстрактную мазню создавать каждый может, а вот сумеет ли Лихтенштейн-старший нарисовать что-нибудь дельное, например комиксы? В ответ художник изобразил Микки-Мауса. Но мальчик хотел удостовериться, что его отец способен рисовать и людей. Тогда Рой набросал портрет Джорджа Вашингтона в стиле американских комиксов. Сын был доволен, художник же задумался, а потом написал Микки-Мауса и Дональда Дака на большом холсте. «Воспроизведение комикса вместе с особенностями его печати просто показалось мне идеей, которую стоит попробовать. Я повесил картину в мастерской, чтобы ее обдумать, но быстро понял, что уже не могу вернуться к абстракции... Микки оказался слишком требовательным», — вспоминал он.

Лихтенштейн начал создавать живописные версии кадров из популярных американских комиксов и газетных карикатур. Как он сказал в интервью, в этих кадрах его особенно привлекал контраст эмоционального содержания и невозмутимого изображения. Так Лихтенштейн стал одним из самых заметных художников поп-арта — направления, возникшего на волне экономического подъема конца 1950-х — начала 1960-х. Представители поп-арта с иронией и при этом с восхищением воспроизводили в своих работах явления массовой культуры, одним из которых были, несомненно, комиксы. 1960-е, разгар «серебряного века комиксов», стали временем второго всплеска популярности рисованных историй о супергероях.

Фото №2 - Культурный код: папа может

1. Персонаж. Лихтенштейн копировал изображения, накладывая их на холст с помощью диапроектора, и добавлял что-то от себя. В данном случае он творчески переработал сразу два кадра из комиксов о супергероях. Очертания маски напоминают крупный план изображения мутанта Магнето из «Людей X». Этот выпуск комикса нарисовал один из лучших художников студии Marvel Джек Кирби. Глаза и часть текста Лихтенштейн скопировал с кадра из серии комиксов «Роковой патруль» студии DC Comics , автор оригинала — Бруно Премиани.

2. Графика. Цветовые пятна художник ограничивает четкими лаконичными черными линиями и тем самым повторяет типичную манеру исполнения популярных американских комиксов.

3. Цвет. Рой Лихтенштейн обходится без полутонов, копируя палитру четырехцветной печати комиксов и прессы: базовые яркие цвета, образованные наложением голубого, пурпурного, желтого и черного.

4. Точки «Бен-Дей». Структура изображения из мелких одинаковых точек, из которых складываются форма и цвет, названа по имени изобретателя такой относительно простой и недорогой техники печати, художника и полиграфиста XIX века Бенджамина Дея. Этим способом в 1950–1970-е годы издавали сборники дешевых комиксов. Лихтенштейн копировал точечную структуру вручную, краской по трафарету и в увеличенном виде. Этот прием стал его визитной карточкой. «Новые для живописи технические приемы, позаимствованные художниками из рекламной индустрии и промышленного дизайна..., подчеркивали механистичный характер образов, созданных как будто не рукой художника, а штамповальным станком. Поп-арт изгнал личность художника из произведения, заменив ее стереотипами коллективного бессознательного», — отмечают искусствоведы Александра Обухова и Милена Орлова.

Фото №3 - Культурный код: папа может

5. Пузырь. Он же бабл, он же баллон. Основной способ «высказаться» для персонажей популярных комиксов. Его «классическая» форма — овал, но, меняя очертания, баллон может тоже служить средством выразительности.

6. Шрифт. Текст, набранный большими буквами и шрифтом без засечек, — характерная черта американских популярных комиксов. Если авторы хотели передать сильные эмоции или сделать в высказывании персонажа акцент на чем-либо, слово или фразу могли выделить в пузыре жирным шрифтом, размером или другими способами. Обычно (но не всегда) чем менее серьезный жанр комикса, тем охотнее художники используют этот прием.

7. Текст. Комикс строится на взаимодополняющих тексте и изображениях. «Что? Почему ты это спросил? Что ты знаешь о моем умножителе образов?» — Лихтенштейн поддразнивает критиков, обвинявших его в бездумном копировании чужих работ, последней фразой, которую он прибавил к высказыванию персонажа комикса DC . «Жесткий взгляд под маской можно было бы прочесть как призыв внимательнее присмотреться к картинам, ведь они не просто копии, а результат кропотливого труда», — считает куратор выставки 2013 года в центре Помпиду, посвященной творчеству художника, специалист по искусству XX века Камилла Морино.

ХУДОЖНИК
Рой Лихтенштейн

Фото №4 - Культурный код: папа может

1923 — родился в Нью-Йорке в семье агента по продаже недвижимости.
1943–1946 — служил в армии; в конце 1944 года прибыл со своим подразделением в Европу для участия во Второй мировой войне.
1949 — получил степень магистра изобразительных искусств в Университете штата Огайо.
1949–1965 — был женат на Изабель Уилсон, работавшей в художественной галерее, а позже дизайнером интерьеров. В браке родились два сына.
1951 — состоялась первая персональная выставка, в Нью-Йорке.
1961–1964 — нашел прославившую его манеру, работая в стиле комикса. Самые известные произведения того периода: «Обручальное кольцо», «Бу-ух!», «Тонущая девушка».
1963 — перестал работать преподавателем, решив все время посвящать творчеству.
1968 — женился во второй раз, на сотруднице арт-галереи Дороти Герцке.
1977–1979 — написал серию картин по мотивам произведений знаменитых сюрреалистов: Дали, Миро и т. д.
1990-е — создал в технике гравюры на дереве и трафаретной печати серию интерьеров по мотивам рекламных объявлений из справочника «Желтые страницы».
1997 — умер от пневмонии в нью-йоркской больнице, тело кремировали.

Фото: MARIO DE BIASI / MONDADORI PORTFOLIO / GETTY IMAGES, GETTY IMAGES

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2020