Одним из важнейших объектов в любом крупном греческом и римском городе в эпоху Античности был театр под открытым небом. Дошедшие до нас постройки впечатляют своим размахом и вместительностью. Vokrugsveta.ru рассказывает об устройстве античных театров и о том, почему зрители собирались в них задолго до начала постановки.
Хочешь место у орхестры — занимай с ночи
Театральные представления в Древней Греции вызывали ажиотаж из-за своей эксклюзивности: каждая пьеса ставилась лишь один раз. К тому же, театрального сезона в его современном понимании тогда не существовало — артисты выступали перед публикой только раз или два в год.
Античные театры, как правило, вмещали сотни и даже тысячи зрителей, но и этого было недостаточно, ведь посещать долгожданные представления могли не только горожане, но и «культурные туристы», которые также жаждали увидеть очередную постановку. Последние немало раздражали местных жителей — между ними регулярно разворачивалась нешуточная борьба за право посетить спектакль. Вот почему многие зрители старались занимать места в театрах с ночи.
Нумерации мест в то время не существовало, что провоцировало еще большую конкуренцию. В билетах, представлявших собой специальные жетоны, указывался лишь сектор, в пределах которого зрителю позволялось занять место (театрон) на каменной лавке. Самыми престижными были места возле орхестры — площадки, на которой выступали актеры. Именно там заранее собирались увлеченные театралы, приносившие с собой запасы еды и питья на несколько часов. Первый ряд (проэдрия) предназначался для знатных особ, которые могли рассчитывать на места со спинками и балдахинами.
Что же мог увидеть зритель, которому посчастливилось расположиться вблизи орхестры? В первую очередь, фимелу — алтарь в честь бога Диониса, который считался покровителем виноделия, праздников и, собственно, театра. На ступенях алтаря во время спектакля стояли главный актер и флейтист, заменявший целый оркестр.
Актерская стезя
С противоположной стороны от орхестры находилась скена — помещение для актеров. Несмотря на созвучное с современной «сценой» название, скена была скрыта от зрительских глаз. Кроме того, фасад этой постройки (проскений) использовался для крепления главной декорации, на фоне которой развивались события в спектакле. Часто это было изображение храма или дома.
Актерами в античную эпоху становились только мужчины — для женщин это ремесло считалось непристойным. Роли представительниц прекрасного пола античный зритель видел в мужском исполнении. Первое появление женщин на сцене произошло на излете существования Римской империи. Правда, на театральные подмостки сначала вышли не актрисы, а танцовщицы-мимы и акробатки.
Театральные труппы в древности были очень малы: один и тот же актер исполнял в спектакле несколько ролей, а для быстрой смены образа использовал маски. Нередко примерить на себя личину того или иного персонажа решались сами авторы пьес. Их излюбленным приемом был слом так называемой четвертой стены — то есть, обращение к зрителю прямо со сцены.
Иерархия по-римски
Концепция театров в Древнем Риме отличалась от греческой: места в зале занимали согласно сословной принадлежности. Сенаторы располагались вплотную к орхестре, за ними могли сидеть всадники (представители следующего сословия в римской иерархии), далее — все остальные. Едва ли эти правила соблюдались в небольших городах, однако в столице они были обязательными.
Свободу занимать места произвольно (пускай и после проведенной под открытым небом ночи) отменил император Октавиан Август. Историк Светоний так объяснял решение правителя: «…поводом ему послужило оскорбительное обращение с одним сенатором, которому в Путеолах при многолюдных играх и чрезвычайной тесноте никто не захотел дать места. По этому случаю сенат издал декрет, чтобы на всяких зрелищах, где бы они ни давались, первый ряд мест был предоставляем исключительно сенаторам».
На этом театральные реформы Августа не закончились. Император приказал рассадить на отдельные места военных, женатых простолюдинов и молодых юношей, причем последние должны были находиться лишь по соседству с их воспитателями. Женщинам, которые прежде могли смотреть представления рядом с мужчинами, Август велел сидеть на верхних рядах.
«Субсидии» в обмен на лояльность
Вход в древнегреческий театр был свободным, однако такая система со временем изжила себя. Причиной отказа от бесплатных билетов снова стали неугомонные любители занять места с ночи — властям не нравилось, что простолюдины таким образом могут сидеть ближе к орхестре, чем представители знати.
Так билеты стали платными, хотя затраты на них в Афинах шли за счет государства, которые выдавало гражданам так называемые теориконы (зрелищные деньги), покрывавшие стоимость билетов. Фонд, из которого выплачивались эти средства, формировался из штрафов и пожертвований. Простые афиняне могли решить, тратить ли им доступную сумму на поход в театр или получить на это «субсидию».
Подобная система неоднократно подвергалась критике, отменялась и вводилась вновь. Оратор и государственный деятель Демосфен, к примеру, отмечал, что государство тратит на развлекательные мероприятия больше, чем на собственную защиту от внешних врагов. В IV веке до н. э. он добился принятия закона, по которому остатки зрелищных денег направлялись на военные нужды.
В Древнем Риме существовали схожие фонды, предоставлявшие горожанам доступ в театры. Несмотря на серьезные затраты, античные правители не спешили отказываться от благотворительных касс: они обеспечивали им лояльность граждан.