Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Киберспорт в России имеет свою специфику. О путях его развития в нашей стране рассказывают эксперты

22 декабря 2023Обсудить
Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них
Источник:
Legion Media

О том, что представляет собой современный компьютерный спорт в нашей стране, какие дисциплины наиболее востребованы в России, как попадают в киберспорт и куда он движется, в эксклюзивном интервью рассказали заведующая кафедрой киберспорта Факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Елена Скаржинская и директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент Федераций компьютерного спорта России и Москвы Александр Горбаченко.

Что такое киберспорт

«Киберспорт — это цифровой вид спорта, где результат соревновательной деятельности обусловлен умением взаимодействовать в цифровой среде на основе доминирования сенсомоторных реакций и когнитивных способностей. Основной критерий для выделения этих видов спорта — цифровая среда взаимодействия для решения задач и управления объектами, в зависимости от правил избранного вида спорта», объясняет Елена Скаржинская.

Чем киберспорт принципиально отличается от гейминга

Между геймингом — увлечением компьютерными играми на любительском уровне — и киберспортом есть принципиальная разница. Даже если любитель видеоигр проводит все свободное время за экраном компьютера или смартфона, его еще нельзя назвать спортсменом. Посмотрим, в чем основные отличия киберспорта.

Это профессиональная деятельность

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Киберспортивные фестивали DreamHack собирают рекордное количество участников, в их рамках проводятся игровые турниры профессионального уровня

Источник:
Legion Media

По словам экспертов, ключевое различие в том, что если для геймеров видеоигры, даже если там есть соревновательный аспект, являются в основном развлечением и хобби, причем иногда довольно затратным, то для киберспортсменов — это уже профессиональная деятельность и работа, приносящая доход.

Поэтому киберспортсменам, чтобы достичь высоких спортивных результатов, приходится целенаправленно тренировать в себе определенные качества и навыки. Для этого они сражаются с живыми соперниками в соревновательном режиме. Геймеры же даже в тех же играх проходят в основном сюжетные миссии с противниками, управляемыми искусственным интеллектом.

Он подчиняется спортивному регламенту

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

В мировом чемпионате по игре League of Legends d 2023 году сражались 22 команды из разных стран мира

Источник:
Legion Media

Кроме того, киберспорт от гейминга отличает наличие научной базы. Любой спорт имеет научно обоснованную и разработанную систему правил и спортивной подготовки, понятийный блок, нормативы, регламенты и законодательные предписания. В гейминге ничего этого нет. И часто не соблюдаются даже возрастные критерии доступа к видеоиграм. 

Как отмечает Елена Скаржинская, ключевыми задачами развития цифровых видов спорта являются создание конвенции по концепции физического воспитания и спорта, выбор технологических партнеров, создание отечественных цифровых продуктов и исследование спортивных метавселенных.

«У используемых в киберспорте игр есть ряд общих свойств. Все они непременно рассчитаны на ограниченные по времени игровые сессии (таймы), не имеют сюжетной линии (хотя антуражем для них может выступать глубоко проработанный сеттинг) и дают равные стартовые условия всем игрокам», — добавляет Александр Горбаченко.

Поэтому даже если игрок является лучшим, например, в серии игр Diablo или Heroes of Might and Magic, либо в жанре «песочниц»-конструкторов наподобие Minecraft, то все равно он геймер. Все потому, что эти видеоигры не являются видами программ дисциплин компьютерного спорта, хотя по ним тоже проходят соревнования. 

Какие видеоигры являются видами компьютерного спорта

На сегодняшний день в России признаны шесть киберспортивных дисциплин. Рассмотрим их специфику.  

«Боевая арена» (многопользовательская онлайновая боевая арена, Multiplayer Online Battle Arena (MOBA)

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот стрима игры Dota 2

Источник:

«Типичная Дота» / Youtube

В этой дисциплине компьютерного спорта две команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида с целью уничтожения главного здания команды соперника. Каждый игрок управляет одним объектом управления из определенного списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча объекты управления могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение.

Наиболее популярным в России, странах ЕАЭС и ряде стран Восточной Европы видом программы для MOBA является видеоигра Dota 2, разработанная и изданная корпорацией Valve. В остальном мире большей популярностью пользуется League of Legends, выпущенная американской компанией Riot Games. Однако эти игры требуют довольно мощного игрового персонального компьютера. Для мобильных устройств существует Brawl Stars, разработанная и изданная финской компанией Supercell.

«Соревновательная головоломка»

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот стрима игры Hearthstone

Источник:

Lych / Youtube

В этой дисциплине компьютерного спорта игроки сталкиваются с непростыми задачами, для решения которых требуется выполнение действий в уме, сообразительность, а результат зависит от скорости мышления и качества знаний стратегии и тактики игры.

Самыми известными видами программы в этой дисциплине являются коллекционная карточная игра-стратегия от Blizzard Entertainment Hearthstone и мобильная игра в жанре RTS с элементами коллекционной карточной игры Clash Royale от Supercell.

«Стратегия в реальном времени»

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот из игрофильма Starcraft 2

Источник:

Cinematic Gaming / Youtube

Дисциплина, в которой противоборствующие стороны участников соревнований на арене в реальном времени позиционируют игровых персонажей и маневрируют ими для защиты районов карты и/или уничтожения активов своих соперников.

Всемирно любимой игрой и королем жанра по праву считается разработанный Blizzard Entertainment StarCraft II  — эпичная научно-фантастическая космоопера про межгалактическую войну между могущественными инопланетными расами и людьми. 

«Технический симулятор»

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот трансляции соревнования по Drone Champions League

Источник:

Drone Champions League / Youtube

Дисциплина, участники которой соревнуются в управлении виртуальными моделями реально существующих видов техники. В зависимости от типа симулятора гонка или сражение происходят в виртуальном пространстве. Это позволяет спортсменам не только приобрести навыки управления определенным транспортным средством, но и сделать это на безопасном расстоянии, без риска для жизни и здоровья.

Самым популярным сейчас видом программы по техническому симулятору является  DCL (Drone Champions League) — The Game. Именно по этой игре, выпущенной дочерней компанией Embracer Group — THQ Nordic —  проходят главные мировые чемпионаты профессиональных пилотов виртуальных беспилотников, в том числе первенство планеты. Королем автосимуляторов по праву считается серия гиперреалистичных гоночных симуляторов Assetto Corsa, разработанных студией Kunos Simulazioni.

А всемирно любимыми киберспортивными авиационными симуляторами являются российские разработки Digital Combat Simulator World (DCS World) от компании Eagle Dynamics и «Ил-2 Штурмовик» от студии 1С.

«Все лучшие боевые авиасимуляторы — от самолетов Первой мировой до современной авиации — написаны в нашей стране. Их отличает высочайший уровень детализации физики полета, вооружения и авионики. Фактически они являются виртуальными тренажерами для пилотов отдельных типов самолетов вроде Як-52 и Л-39», — подчеркивает Александр Горбаченко.

«Файтинг»

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот обзора игры Tekken 7

Источник:

«Игромания» / Youtube

Эта дисциплина компьютерного спорта имитирует процесс единоборства на арене с помощью видеоигры, в которой участнику соревнований необходимо снизить до нуля параметр энергии («здоровья») объекта управления соперника за отведенное время.

Соревнования, в том числе международные, проводятся в основном в таком популярном виде программы как Tekken 7, разработанной Bandai Namco Entertainment. Например, в этом году турниры по этому файтингу проходили в России в рамках I Международных спортивных игр национальных и неолимпийских видов спорта «Навстречу Евразиаде» и Международных соревнований  по Tekken 7 среди стран БРИКС. Довольно масштабные турниры проводятся также по таким популярным сериям видеоигр как Street Fighter, Mortal Kombat и Guilty Gear. Однако их аудитория существенно меньше, чем у Tekken 7.

«Тактический трехмерный бой»

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Скриншот обзора игры «Калибр»

Источник:

GameGuru / Youtube

Cамая молодая из официально признанных дисциплин в России. В ней для соревнований используется командная видеоигра, выступающая симулятором тактического боя, где каждый участник команды, осуществляя управление своим объектом управления, взаимодействует с участниками своей команды с целью уничтожения объектов управления команды соперника или достижения поставленной задачи.

Популярными в нашей стране видами программы являются Counter-Strike: Global Offensive и Counter-Strike 2 от американской Valve, PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) южнокорейской студии PUBG Corporation и Valorant, разработанная дочкой китайского видеоигрового гиганта Tencent Riot Games.

Хотя тактический трехмерный бой был официально признан в России только в конце мая 2022 года, на отечественном рынке в рамках импортозамещения видоеигровой продукции уже появились несколько российских чемпионов, готовых составить достойную конкуренцию зарубежным видам программы. Речь про «Мир танков» от Lesta Games, «Калибр» от 1C Game Studios и мобильная Standoff 2 от Axlebolt.

Как геймеру прийти в киберспорт

Как правило, путь в киберспорт начинается с выбора вида программы и дисциплины компьютерного спорта, а также с объективной оценки своих способностей, объясняет Александр Горбаченко. Надо изначально понимать, что заниматься киберспортом дано не всем. В видеоигры играют миллиарды людей, но зарабатывают на игре в них несколько десятков человек в мире.

Поэтому начинать пробовать себя в качестве киберспортсмена стоит, только если у геймера сходу получается выйти на уровень стабильный игры сильно выше среднего. Для честного сравнения есть специальные киберспортивные рейтинги по основным дисциплинам, так называемые ладдеры, рассказал эксперт. 

Но даже если у человека есть ярко выраженные талант и способности к профессиональной игре, то это далеко не все. По словам Александра Горбаченко, спорт требует системной подготовки, поэтому начинающему киберспортсмену следует найти команду, регулярно тренироваться и участвовать в соревнованиях, благо многие из них регулярно проходят онлайн. 

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Турниры The International — главное и наиболее престижное событие года в дисциплине Dota 2

Источник:

Wikimedia Commons

Начинающим киберспортсменам полезно также смотреть трансляции матчей с участием профессиональных киберспортсменов и киберспортивных команд.  Причем смотреть вдумчиво, наблюдая и анализируя стиль игры профессиональных игроков, изучать их тактики и разбирать ошибки. Отличным наглядным пособием в этом могут выступить игры участников крупнейшего мирового киберспортивного турнира The International. Однако в России у киберспортсменов есть и дополнительные сложности.

«К сожалению, в настоящее время переход из разряда любителей в профессионалы никак юридически не оформлен. Даже сборные команды регионов, участвующие в Чемпионате России по компьютерному спорту, Всероссийской киберспортивной студенческой лиге и других состязаниях федерального уровня, являются по сути, просто временными объединениями любителей, собравшимися ненадолго вместе для поездки на конкретные соревнования. Это результат того, что пока в России, к сожалению, нет намека не только на систему подготовки киберспортсменов, но и на системный характер киберспорта», — полагает Александр Горбаченко.

Большинство профессиональных киберспортсменов в нашей стране сегодня самоучки, поскольку до недавнего времени не было научно обоснованных методик подготовки, объясняет Елена Скаржинская. Однако сейчас, по ее словам, уже накоплен достаточный эмпирический материал и есть педагогические инструменты, ускоряющие развитие некоторых навыков. 

<p> Елена Скаржиснская</p>

«С чего начинать? Выбрать игру или игры, которые нравятся, и начать играть. Следует также объективно оценить свои способности. Например, какой тип реакции у вас преобладает: простая или сложная. И уже на основе выявленных сильных сторон и личностных качеств можно наметить индивидуальную траекторию развития себя как киберспортсмена».

Как объясняет эксперт, многообразие видеоигровых жанров (стратегии, симуляторы, шутеры,  файтинги, аркады и т.д.) дает широкий выбор средств для саморазвития и построения киберспортивной карьеры. В них можно играть в одиночном или многопользовательском режиме, а также в пошаговом режиме или режиме реального времени, взаимодействуя с другими игроками. Все зависит от свойств характера, предпочтений и выбора конкретной личности.

Справка

Впервые киберспорт был признан в России в 2001 году. Однако в 2006 году он был исключен из Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия ряду критериев. В 2016 году компьютерный спорт был возвращен в реестр официальных видов спорта как полноценный вид спорта, отвечающий всем требованиям и критериям, как и любой другой вид официальной соревновательной деятельности.

Реально ли взрослому стать киберспортсменом

Хотя такие прецеденты есть, в основном в киберспорт попадают в возрасте между 14 и 16 годами, так для достижения высоких спортивных результатов важны высокая скорость реакции и развитые психомоторные способности. Собственно, поэтому в таких дисциплинах как  «боевая арена» и «тактический трехмерный бой» рано наступает спортивная старость — в районе 25 лет, отмечают эксперты. 

«В «боевой арене» и «тактическом трехмерном бою» важнее всего скорость реакции. Поэтом эти дисциплины считаются спортом молодых. В определенном возрасте просто руки начинают не успевать за головой, ведь требуется осмысленная и очень высокая скорость действий или кликов в секунду (Clicks Per Second или CPS).

А вот в техническом симуляторе или соревновательной головоломке важнее умение просчитывать свои ходы наперед и «считывать» соперника. Тут скорость не так важна, как опыт, тактическое мышление, интуиция, волевые и лидерские качества.. Поэтому в этих дисциплинах можно и начинать позже, и позже заканчивать спортивную карьеру — в 40-50 лет и даже позднее», — отмечает Александр Горбаченко.

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

В киберспорте есть дисциплины, которые считаются делом молодых, но есть и те, где пригодится жизненный опыт и наработанные с годами лидерские качества

Источник:

Legion Media

Так что хотя начало киберспортивной карьеры в зрелом возрасте нельзя полностью исключить, ее успешность во многом будет зависеть от выбранной дисциплины и вида программы. Уровень и перспективы в них определяют личные качества самого играющего. А соревновательная деятельность может только обозначить реальные пределы его потенциальных возможностей. 

Важно также помнить, что даже при наличии предрасположенности, таланта, способностей и развитых навыков игры переход из геймеров в разряд  киберспортсменов — это волевое решение самого человека, требующее от него определенных «жертв» и самоограничений. 

Как и другим спортсменам, кибератлетам для поддержания себя в хорошей физической форме приходится придерживаться довольно строгого распорядка дня, правильно питаться, регулярно тренироваться вне зависимости от желания и настроения, систематически заниматься с тренерами и спортивными психологами, изучать и анализировать собственные игры и игру соперников. Для сохранения скорости реакции часто приходится отказываться от алкоголя, никотина и иных вредных привычек, снижающих концентрацию и тонус. 

<p>Александр Горбаченко</p>

«Если к 18 годам вы достигли уровня игры, позволяющего перейти из любителя в профессионалы, и при этом морально готовы к трудностям и ограничениям (которые диктует профессиональное занятие спортом), то дерзайте и делайте этот шаг».

Как тренироваться киберспортсмену в России

В мире и в нашей стране уже существуют очные и онлайн-кибершколы. Их выбор во многом зависит от конкретной игры и степени ее известности и популярности в нашей стране. В ряде регионов уже есть также спортивные секции по киберспорту. Например, разветвленная сеть спортивной подготовки построена в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в Тюменской области.

Специальные организации для тренировки начинающих киберспортсменов можно найти и в других регионах. Например, в Москве есть государственная «КиберШкола». Но в основном тренировочный процесс происходит в частных коммерческих клубах, у которых достаточно средств и экономической мотивации, чтобы организовать буткемпы.

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

На соревнованиях Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, сезон 2022

Источник:

Федерация компьютерного спорта России

«К сожалению, в России сейчас нет устоявшейся системы профессиональной подготовки киберспортсменов, хотя имеются довольно успешные коммерческие киберспортивные клубы. В наших реалиях пока никак юридически не оформлен переход из разряда любителей в профессионалы. Поэтому даже региональные сборные, участвующие во всероссийских соревнованиях по компьютерному спорту, по факту остаются просто компаниями любителей, ненадолго объединившихся для участия в состязаниях. Сегодня они есть, завтра разбежались.

Причина в том, что до сих пор нет базы в виде развитой системы клубов, спортивных школ и секций с унифицированной системой подготовки спортсменов. Системно работающие секции сегодня — это единичные случаи и скорее исключения в нашей стране. С 2016 года, когда компьютерный спорт был официально признан Министерством спорта России и включен во Всероссийский реестр видов спорта, эта проблема так и не решена Федерацией компьютерного спорта. А написанный для компьютерного спорта федеральный стандарт спортивной подготовки оставляет желать лучшего», — отмечает Александр Горбаченко.

Однако отсутствие единой централизованной системы киберспортивной подготовки дало возможность системным и увлеченным людям формализовать свои активности. Сейчас имеется некоторое количество авторских школ в различном формате. И хотя пока сложно дать оценку программам подготовки в этих школах, пользователи-ученики голосуют за них рублем.

Может ли киберспорт быть полноценной работой

Вокруг любого зрелищного вида спорта, а киберспорт один из самых смотрибельных, всегда функционируют большая обслуживающая его индустрия. В киберспортивной индустрии, помимо непосредственно киберспортсменов, активно задействованы судьи и тренеры, менеджеры по организации турниров и мероприятий, операторы и продюсеры киберспортивных трансляций, журналисты, юристы и букмекеры. 

Поскольку в основе компьютерного спорта лежат видеоигры, то киберспорт неотделим от видеоигровой индустрии, включающей в себя сотни различных профессий — от геймдизайнеров и тестировщиков до специалистов по защите интеллектуальной собственности и игровых маркетологов. Киберспорт и видеоигровая индустрия на сегодняшний день являются пересекающимися и плотно сочлененными множествами, объясняют эксперты.

Недетские игры: во что играют российские киберспортсмены и как стать одним из них

Чтобы сделать возможными киберспортивные состязания, требуется работа представителей множества профессий

Источник:

Федерация компьютерного спорта России

«В киберспорте есть полная занятость еще и в области киберспортивной науки. Например, я работаю на кафедре киберспорта Факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета „Синергия“, где профессорско-преподавательским составом проводятся масштабные комплексные исследования компьютерного спорта как вида соревновательной деятельности и видеоигр как объекта управления», — рассказывает Елена Скаржинская.

По ее словам, сейчас в российском киберспорте открыто много разных менеджерских позиций. В частности, очень востребованы бренд-менеджеры компьютерной игры, менеджеры киберспортивной команды, менеджеры киберспортивного ивента, менеджеры киберспортивной арены и другие. 

«Мы активно изучаем влияние видеоигр на развитие современного общества вообще и компетенций профессий будущего в частности. Например, сейчас мы исследуем перспективы развития метавселенных на основе видеоигр, поэтому разрабатываем профессиограмму менеджера метавселенных. Это сложные исследования, имеющие междисциплинарный характер и важное социальное значение для цифровой культуры», — говорит эксперт. 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения