Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте

О принципах и перспективах этого юного вида спорта рассказывает эксперт

13 декабря 2023

Суть любого спорта проста — быть лучшим среди соперников. Вопрос о том, когда начнут соревноваться в компьютерных играх, был лишь вопросом времени. И это время в России наступило в 2001 году. Но даже сегодня, являясь официальным видом спорта, киберспорт сохраняет в себе черты андеграунда, которые отличают его от других известных нам видов состязаний.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте
Источник:

Legion Media

О том, что это за черты, чем живет киберспорт сегодня и прибыльно ли им заниматься, рассказывает Дмитрий Лукин, организатор Всероссийской серии межклубных LAN-турниров LANGAME KNIGHT CHALLENGE и основатель экосистемы для пользователей и бизнеса компьютерных клубов LANGAME

Дмитрий Лукин

Организатор Всероссийской серии межклубных LAN-турниров LANGAME KNIGHT CHALLENGE

Официально признан, но еще не сформирован

Россия первой в мире признала киберспорт в качестве официального вида состязаний. Произошло это 25 июля 2001 года. Спустя 5 лет его исключили из Всероссийского реестра видов спорта из-за несоответствия дисциплины ряду формальных признаков. Восстановление киберспорта в его официальном статусе произошло лишь спустя 10 лет — в 2016 году.

К этому моменту виртуальные соревнования официально признали в Южной Корее, Китае, США, Филиппинах, Малайзии, Японии, Франции. Сегодня киберспорт признан, в том числе, структурами Международного олимпийского комитета. Так, в программу Азиатских игр, организованных структурами МОК, входят соревнования по играм DOTA2, FIFA Online 4, PUBG Mobile, League of Legends, Arena of Valor, Three Kingdoms 2 и Street Fighter 5.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте

На Азиатских играх по киберспорту в сентябре 2023 года в новом спортивном центре в китайском Ханчжоу — виртуальные миры в фантастическом окружении

Источник:
Legion Media

Несмотря на официальное признание, в киберспорте все еще царит первозданный хаос, как в комнате пятнадцатилетнего подростка. Дело в том, что этот вид соревнований еще очень молодой и в нем попросту не сформировались полноценные институты, правила и традиции. Тот же футбол, к примеру, за свою более чем столетнюю историю оброс национальными и международными федерациями, которые регулируют процессы подготовки и проведения соревнований, имеют непосредственное влияние на игроков,  команды и даже болельщиков.

В киберспорте все по-другому. Федерациям компьютерного спорта, которые создаются в разных странах, сложно контролировать игроков, организаторов, тренеров, менеджмент команд — ведь игра, в конечном итоге, им не принадлежит. У нее есть конкретный разработчик, который создал игру, пишет для нее правила, выпускает дополнения и проводит по ней крупнейшие соревнования. Спортивным функционерам в данном случае остаются только функции организации и промоушена локальных соревнований.

Киберспорт и его дисциплины

Условно киберспортом мы можем назвать соревновательный гейминг. Или, если пытаться вывести собственное определение, — индивидуальные или командные соревнования в полностью или частично смоделированном ЭВМ окружении.

Говоря о киберспорте, мы объединяем в этом термине соревнования в играх различных жанров — шутеры (от англ. shoot — стрелять, или просто стрелялки), симуляторы (управления авто-, авиа-, военной техникой), стратегии, MOBA (от англ. Multiplayer Online Battle Arena — многопользовательская онлайн боевая арена).

При этом отдельные игры считаются самостоятельными дисциплинами. Таков, например, Counter Strike: есть спортсмены, которые специализируются только на этой игре, у нее своя аудитория, свои чемпионаты.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте
Источник:

Legion Media

Впрочем, это похоже на то, как если бы мы объединяли футбол, баскетбол, волейбол, теннис и гольф по признаку того, что во всех этих играх есть мяч. По сути, эти направления киберспорта роднит только использование персонального компьютера в качестве спортивного инвентаря. Впрочем, не всегда только его: соревнования по серии игр FIFA проводятся на игровых консолях, а например, по Standoff 2 — на смартфонах.

Стоит сказать, что киберспорт — не всегда про игры, но и про любую виртуальную площадку для соревнований и подготовки к ним. А популярные в современном киберспорте игры — просто самые раскрученные площадки с уже сформированной большой аудиторией зрителей и игроков.

Как занимаются киберспортом

Как ни странно это прозвучит, но из всех традиционных соревнований больше всего на киберспорт похожи шахматы. Киберспорт — интеллектуальный вид спорта, который развивает изобретательность, наблюдательность, стрессоустойчивость, память. Безусловно, бешеный темп виртуальных баталий отличается от размеренных шахмат и требует быстроты реакции, но без стратегии и анализа в киберспорте побеждать невозможно.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте
Источник:

LANGAME

Особняком в ряду киберспортивных дисциплин стоят VR (виртуальная реальность) и фиджитал. В VR используется шлем дополненной реальности — он надевается на голову и передаёт картинку/звук. Дополнительно шлем фиксирует повороты и наклон головы и перемещение игрока по игровой арене, а контроллеры в руках фиксируют перемещения рук. Для игрока создаётся полная иллюзия, что он идёт по игровому пространству, а для зрителей изображение того, что видит игрок, может транслироваться на экраны. Что же касается фиджитал, этот вид объединяет соревнования и в компьютерных играх, и в физической подготовке, которая проверяется на реальной площадке.

В этих дисциплинах спортсменам приходится много двигаться в реальном пространстве, испытывая при этом умеренные физические нагрузки.

Как зарабатывают в киберспорте

Как и в любом спорте, доходы кибератлетов сильно разнятся от уровня их подготовки и дисциплины, в которой они выступают. На слуху у многих колоссальные призовые, которые получали до недавнего времени в главном чемпионате по DOTA2 — The International. Размер вознаграждения от миллиона долларов на игрока делал победителей турнира одними из самых высокооплачиваемых спортсменов в мире. Внушительные доходы и у спортсменов, выступающих в Объединенных Арабских Эмиратах — эта ближневосточная страна становится в последние годы центром притяжения виртуального спорта.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте

Кубок The League of Legends, выставленный во «временном представительстве» игр в Шанхае

Источник:
Legion Media

Однако основная статья доходов складывается у киберспортсменов не из призовых, а из зарплат, которые им платят клубы. В среднем, доход хорошего киберспортсмена из Tier-1 (высшая лига в компьютерном спорте), выступающего в Dota2 или Counter-Strike составляет порядка 10 тысяч долларов в месяц или около 100 тысяч в год — без учета призовых и маркетинговых контрактов.

В нашей стране вчерашние школьники и студенты, тренирующиеся по 3-4 часа в день, могут рассчитывать на зарплату в 15-20 тысяч рублей в месяц, опять же без учета выплат за победу. Но говорить о какой-то единой ставке для спортсменов сложно — все зависит от таланта игрока и его договоренностей с конкретными клубами или спонсорами.

Как устроена турнирная жизнь

Самые известные турниры в киберспорте организуются при участии производителей игр, например, турниры уровня Major — в дисциплине Counter Strike или, уже упоминавшийся ранее, The International по игре DOTA2. Крупные соревнования организуют также компании Riot Games (по играм Valorant, League of Legends) и Tencent (PUBG Mobile).

Такие события отличаются высокими призовыми выплатами, звездными составами участников и качественными трансляциями матчей, что неизменно привлекает многомиллионную аудиторию зрителей со всего мира.

Организуют турниры и национальные федерации — в нашей стране, например, это Федерация компьютерного спорта России. Такие события собирают намного меньше внимания со стороны зрителей, зато более доступны для игроков.

Киберспорт в России

Отечественный киберспорт сегодня переживает свое второе рождение. Lesta Games — один из старейших разработчиков игр в стране — активно поддерживает киберспорт и инвестирует в развитие соревнований. Студия проводит турниры по своей игре «Мир танков», вкладывает деньги в призовые и трансляции, учитывает фидбэк от игрового сообщества и постоянно предлагает что-то новое.

Ровесник века: как и сколько можно заработать на киберспорте
Источник:

LANGAME

Российский киберспорт начинает развиваться усилиями разработчиков игр, и комьюнити ждет, когда в процесс включатся и другие крупные студии, например,  — 1С Game Studios со своими играми «ИЛ-2 штурмовик», «Калибр». Из отечественных разработчиков игр для мобильных устройств отдельно упомяну Axelbolt с их игрой Standoff 2, которые также активно развивают российский киберспорт и инвестируют в него.

Состязания проводит и российская межклубная LAN-лига LANGAME KNIGHT CHALLENGE. В ее названии отражена история компьютерных клубов, в которых и зародился киберспорт: во времена, когда быстрого интернета еще не было, игровые машины объединялись в локальную сеть — LAN, которая и обеспечивала необходимую скорость соединения. Одна из основных задач лиги — сохранение и популяризация роли компьютерных клубов в киберспорте.

Соревнования здесь проходят на базе компьютерных клубов из всех уголков страны. Спортсмены — еще не признанные широкой общественностью звезды местных LAN-соревнований. Все остальное — как во взрослых состязаниях: качественные онлайн-трансляции для зрителей, призовые фонды, спонсоры. Такого рода события позволяют открывать для индустрии новых спортсменов, а самим компьютерным клубам возвращают их изначальную роль — кузницы молодых талантов и, фактически, спортивных объектов.

Спорт без границ

Киберспорт похож на Лигу чемпионов УЕФА, где играют люди с паспортами разных стран. Например, до недавнего времени ведущие отечественные киберспортивные команды состояли не только из россиян, но и из выходцев со всего СНГ.

Если вдуматься, у киберспорта много общего с еще одним высокотехнологичным новшеством современности — криптовалютами. Оба явления не имеют национальной привязки и практически не поддаются регулированию. Их роднит высокотехнологичная база, многомиллионные доходы и такая же большая армия поклонников. Сегодня они проходят стадию взросления, чтобы, окончательно сформировавшись, вскоре занять свое место в мире недалекого будущего.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения