Как продлить свою жизнь на десять лет? Вот 15 научных признаков долголетия

6 октября 2022
Как продлить свою жизнь на десять лет? Вот 15 научных признаков долголетия
Jorge Royan / Alamy

В поисках секрета долголетия

Команда из Университета Дьюка (США) с коллегами провела когортное исследование длительностью почти в три десятка лет среди пожилых людей от 70 и старше. Специалисты выясняли 15 признаков, по которым можно определить, сколько лет еще проживет человек.

В отличие от предыдущих тестов, метод опирается на физические и психические способности человека, а не на болезни. Методика позволяет узнать, проживет человек еще 2,5 года, 5 или 10 лет.

Ученые собрали данные о здоровье и способностях 1507 участников от 71 года. И отслеживали их состояние целых 27 лет по 186 критериям: анализам крови, гематологическим показателям, липидам, метаболитам, параметрам воспаления и другим.

Учитывались привычки, возраст, раса, пол, образование, доход, индекс массы тела, заболевания, субъективное самочувствие, депрессия, курение, употребление алкоголя, сон, когнитивные способности и физическая активность. Перед учеными стояла задача проследить взаимосвязь этих критериев с выживаемостью.

Как жить дольше? Научный ответ

Физические возможности тела оказались важным показателем долголетия на всех временных горизонтах. Когнитивная функция способствовала предсказанию на срок 5 и 10 лет.

Полностью список критериев выглядит так.

1. Курение в прошлом и в данный момент;

2. способность самому одеваться;

3. способность самостоятельно купить себе продукты;

4. регулярная зарядка;

5. познавательные способности;

6. способность к тяжелой работе;

7. текущий возраст;

8. низкий уровень креатинина в крови;

9. нормальный уровень GlyCA (маркер для сердечно-сосудистой системы и воспалительных состояний);

10. гамма-глутамил — высокие показатели говорят о заболевании печени;

11. лейкоциты — высокий уровень может указывать на аутоиммунные, инфекционные или онкозаболевания;

12. нормальный уровень цитрата — он отвечает за здоровье крови и почек;

13. нормальный уровень альбумина — поддерживает циркуляцию крови;

14. норма белков в организме;

15. высокий уровень липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) — «хороший» холестерин.

Последний, 15-й пункт ученые отметили как самый верный показатель для определения продолжительности жизни. ЛПВП переносит холестерин из клеток обратно в печень, где тот расщепляется, идет на пользу организму и выводится.

Отдельного комментария заслуживает и 6-й пункт — способность к тяжелой работе. Те, кто мог обслуживать себя, убирать дом, закупать продукты, имели куда больше шансов прожить еще десять лет и больше.

Все в наших руках

Также к долгожителям отнесли людей, которые регулярно выполняли любые физические упражнения. Удивительно, но такие заболевания, как рак или сердечно-сосудистые патологии, не так сильно влияли на продолжительность жизни, как ожидалось.

Ученые считают, что в будущем на основе исследования можно будет создать список рекомендаций для «современных мафусаилов». Главные пункты понятны уже сегодня:

Старение неизбежно, но эти годы могут быть совсем иными, если люди будут понимать, сколько им осталось жить, резюмируют ученые.