Одиночество — мука: 6 научных доводов, почему разрывать контакты с людьми опасно для жизни

Как хроническое одиночество влияет на здоровье людей — примеры и диагнозы

4 октября 2022
Zoran Stanojevic / Alamy

Каждый человек время от времени чувствует себя одиноким. Это нормальное чувство, если оно вскоре проходит. И, конечно, оно кардинально отличается от хронического одиночества, которое разрушительно действует не только на психику, но и на физическое здоровье человека.

Gabriele Tregnago / Alamy

Что такое хроническое одиночество

Важно понимать: это не то же самое, что временное отсутствие друзей или любимого человека или же добровольное ограничение социальных контактов. Одни люди могут быть счастливы, живя уединенно, тогда как другие чувствуют себя одиноко, даже состоя в отношениях и имея большую семью.

Хроническое одиночество связано с внутренним ощущением, что вас не понимают, о вас не заботятся, вам не с кем поделиться эмоциями. Одинокие люди испытывают эмоциональную боль, которая активирует ту же реакцию организма на стресс, что и физическая боль. Это приводит к выбросу гормона стресса, который со временем вызывает хроническое воспаление, повышающее риск ряда заболеваний.

Старит быстрее, чем курение

Ученые из Стэнфорда и Китайского университета Гонконга выяснили: негативные эмоциональные последствия социальной изоляции ускоряют биологические часы человека. И делают это быстрее, чем никотин.

Только представьте себе: чувства одиночества, несчастья, безнадежности, увеличивают возраст на 1 год и 8 месяцев. А курение «всего» на 1 год и 3 месяца. Это происходит за счет того, что эмоции, которые испытывает одинокий человек, провоцируют хроническое воспаление. А оно, в свою очередь, повреждает клетки и жизненно важные органы.

Как пояснили ученые, они изучали свойства крови участников эксперимента, их ИМТ, а также почечные показатели. На основании этого они создали модель старения для прогнозирования биологического возраста, а затем сопоставили его с хронологическим (настоящим) возрастом людей. Оказалось, что одинокие люди в среднем биологически старше своих более экстравертных сверстников и у них больше сопутствующих заболеваний.

Увеличивает риск развития деменции

Причем на целых 40% — это данные исследования, проведенного Университетом штата Флорида. На протяжении 10 лет ученые отслеживали показатели 12 тысяч человек. И выяснили, что за одиночеством стоит более высокий риск депрессии, сердечно-сосудистых заболеваний и отсутствие физической активности.

А эти три фактора в совокупности повышают вероятность деменции, а два последних, в частности, потенциально лишают мозг кислорода из-за сужения артерий.

По словам ученых, у одиноких людей выше уровень кортизола — «гормона стресса». Он связан с нарушением памяти и «изнашиванием» части мозга, связанной с памятью. В итоге у одиноких людей чаще развивается деменция.

Удваивает риск диабета 2-го типа

И это тоже последствие затяжного стресса, в котором пребывает одинокий человек. Пока что ученые не до конца понимают механизм, но точно выяснили: высокий уровень кортизола вызывает временную резистентность к инсулину. В итоге инсулин перестает расщеплять сахар и организм вырабатывает его все больше. А это приводит к риску развития диабета 2-го типа.

Теорию подтвердила исследованиями норвежская команда ученых. Они проанализировали информацию о состоянии здоровья 24 тысяч человек. В частности, респондентов спрашивали, чувствовали ли они себя одинокими в определенный период времени, а затем сравнивали ответы с состоянием здоровья людей.

Оказалось, что участников, которые ответили, что часто чувствуют себя одинокими, вероятность развития диабета 2-го типа была в два раза выше. Теперь ученые рекомендуют включить этот фактор в клинические рекомендации по диагностике заболевания.

Tero Vesalainen / Alamy

На треть повышает риск инсульта и инфаркта

Ученые из Йоркского университета проанализировали исследования своих коллег, посвященные болезням сердца и инсульту. Во всех этих работах болезни сердца связывались, в том числе со стрессом и хроническим воспалением, как побочным эффектом одиночества.

По данным ученых, плохие социальные отношения увеличивают риски ишемической болезни сердца на 29%, а риск инсульта — на 32%. Теперь они предупреждают синглтонов (термин из социологии, обозначающий убежденных одиночек) о повышенных рисках и считают, что борьба с одиночеством и социальной изоляцией может сыграть важную роль в профилактике этих смертельных заболеваний.

Приводит к ожирению

Что делают многие люди, когда им грустно или одиноко? Идут заедать стресс. И в итоге набирают слишком много веса. Так, обзор, опубликованный в журнале Diabetes, Metabolic Syndrome and Obesity: Targets and Therapy выявил связь между лишней массой тела и одиночеством.

Ученые подчеркивают, что круг в данной ситуации замыкается и сложно сказать, с чего все начинается: с одиночества или с ожирения. Люди едят, когда им одиноко, набирают вес и становятся еще более замкнутыми, потому что стесняются своего веса.

Тем не менее, исследователи предупреждают, что связь избыточного веса и одиночества неоднозначна, так что надо проводить еще исследования, чтобы доказать ее.

Вызывает депрессию

Одиночество и ощущение, что о вас никто не заботится, вместе приводят к грусти и подавленному настроению. Если оно сохраняется в течение нескольких месяцев, это может быть признаком клинической депрессии, крайне опасного для психики состояния.

Как и в случае с ожирением, сложно сказать, что из этого первопричина. Ведь если человек уже в депрессии, он тоже с большей вероятностью останется дома, перестанет встречаться с друзьями и будет чувствовать себя одиноко. А значит, эти две проблемы в комплексе могут привести к бесконечному замкнутому циклу без лечения.

В своей статье, опубликованной в Международном журнале социальной психиатрии, турецкие исследователи пишут, что одиночество «умеренно влияет» на депрессию. В первую очередь это относится к пожилым людям, пациентам в больницах, а также к подросткам, которые считают, что их никто не понимает.