Как предотвратить 44% смертей от рака во всем мире? Объясняют немецкие ученые

В Германии изучили факторы, которые влияют на смертность от онкологических заболеваний

4 сентября 2022
Как предотвратить 44% смертей от рака во всем мире? Объясняют немецкие ученые
Wdnet Studio / Alamy

Ученые выяснили, что почти 50% смертей от рака можно было предотвратить, отказавшись от курения и употребления алкоголя. Выводы исследования были опубликованы в журнале Lancet.

Исследователи проанализировали случаи рака в 200 странах мира и обнаружили, что такие факторы риска, как курение, алкоголь и ожирение, были причиной почти 4,5 миллиона летальных исходов от этой болезни в 2019 году. Это более 44% смертей от всех случаев заболеваний раком в мире.

Выводы подтверждают результаты ранних исследований.

Рудольф Каакс

«Не курите, не набирайте лишний вес и не пейте много алкоголя».

Согласно одному из предыдущих исследований, в 2019-м половина всех смертей мужчин от рака и более одной трети смертей среди женщин были связаны с такими факторами риска, как курение, алкоголь, нездоровое питание, небезопасный секс и вредное производство. С 2010-го по 2019 год глобальная смертность от рака увеличилась примерно на 20%, причем наибольший процент прироста приходится на избыточный вес, особенно в странах с низким уровнем дохода.

В исследование не были включены другие факторы риска развития рака, в том числе воздействие ультрафиолетового излучения и инфекции. Хотя исследователи брали в расчет небезопасный секс в качестве косвенного показателя рисков рака, связанных с вирусом папилломы человека (ВПЧ) и другими, передающимися половым путем.

Рак шейки матки, вызываемый некоторыми штаммами ВПЧ, является основной причиной смерти от онкозаболеваний среди женщин в странах Африки к югу от Сахары. По словам Каакса, «значительную долю заболеваемости раком и смертности среди женщин можно было бы снизить за счет своевременной вакцинации против ВПЧ».

В будущем исследователи планируют лучше изучить такие факторы риска, как инфекции и воздействие УФ-излучения.

Исследование — еще и попытка оценить влияние пандемии COVID-19 на заболеваемость раком и смертность от него. В 2025-м в Великобритании ожидается 3000 смертей от онкологии в результате отсутствия своевременной диагностики, которой помешал коронавирус.