Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Ямы, каторги, «шарашки», современные тюрьмы — рассказываем об эволюции пенитенциарной системы

9 января 2025Обсудить

Как отличались тюрьмы для крестьян и дворян? Почему Чехов провёл перепись населения Сахалина? Какому тюремному явлению посвящена первая статья историка культуры Дмитрия Лихачёва? Ответы на эти вопросы — в материале о тюрьмах на Руси, в Российской империи и в СССР.

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Бывший следственный изолятор «Кресты» в Санкт-Петербурге

Источник:

Andrew Shiva, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

От восстания Емельяна Пугачева до «Черного дельфина»: история тюрем

Впервые на Руси тюрьма упоминается в судебнике 1550 года Ивана IV. Первой каменной тюрьмой считается построенная при нём же Чебоксарская тюрьма. Прообразом тюрьмы являются «порубы».

Имелись разновидности тюрем — в частности, долговая яма, куда человек помещался за долги. В этих местах происходят действия нескольких пьес Островского («Свои люди — сочтёмся», «Бешеные деньги» и «Правда хорошо, а счастье лучше») и романов Диккенса («Посмертные записки Пиквикского клуба», Дэвид Копперфильд» и «Крошка Доррит»).

Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 года вводит ссылку и предписывает пытки каждому провинившемуся.

Ворам отсекали пальцы, ставили клеймо.

«Клеймение проводилось специальным прибором: на кожу лица наносились специальные ранки, которые затем натирали порохом, смесью туши и индиго. Клеймо выглядело следующим образом: на щеках и лбу преступника ставили четыре буквы „В“, „О“, „Р“ и „Ъ“».

Поджигателей сжигали. Убийц заживо закапывали. Фальшивомонетчикам заливали в горло раскалённый металл (невольно вспомнится дантовский «Ад»).

«А будет приведут розбойника, и его пытать. Да будет он с пытки повинится, что он розбивал впервые, а убийства не учинил, и у того розбойника за первой розбой после пытки отрезать правое ухо, да в тюрме сидеть три годы, а животы его отдати в выти исцом, а ис тюрмы выимая его, посылати в кайдалах работати всякое изделье, где государь укажет».

Одним из наиболее известных казнённых XVII века является Протопоп Аввакум, сосланный в Забайкалье. Причина — сопротивление церковной реформе Алексея Михайловича и патриарха Никона. Протопоп стал одним из первых старообрядцев и оставил «Житие» (1672 г.):

«Потом привезли меня в Братский острог и кинули в студеную тюрьму, соломки дали немножко. Сидел до Филиппова поста в студеной башне. Там в те поры зима живет, да Бог грел и без платья всяко».

Каторжные работы и ссылки на галеры вводятся Петром I. Строятся тюрьмы-крепости: Кронштадт и Шлиссельбург. Изобретаются виды пыток. Так, в 1724 году выходит указ «О вынимании у каторжных колодников ноздрей до кости».

«Его Императорское Величество усмотреть соизволил, что у каторжных невольников, которые присланы в вечную работу, ноздри выняты малозначно; того ради Его Императорское Величество указал: во всех местах, из коих в каторжную вечную работу присылаются, вынимать ноздри до кости, дабы когда случится таким сбежать, чтобы везде утаиться было не можно, и для лучшей поимки были знатны».

Владимирская каторжная тюрьма (Владимирский централ), Владимир

Владимирская каторжная тюрьма (Владимирский централ), Владимир

Источник:

Aleksey Puzyrev, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

При Екатерине II возникает Владимирский централ и острог на Бутырском хуторе (Бутырский тюремный замок, «Бутырка»), первым узником которого становится Емельян Пугачев. Поднятый им бунт — причина создания ещё одного, Илецкого острога в Оренбургской области.

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Вид на колонию особого режима «Чёрный дельфин», 2009 год

Источник:

Людмила Иванова, CC0, через Викисклад

Сегодня Илецкий острог является исправительной колонией и носит неофициальное название «Чёрный дельфин» (из-за скульптуры, выполненной заключённым из папье-маше).

Так о посещении «Чёрного дельфина» пишет журналист, правозащитник Ева Меркачёва в своей книге «Град обречённых», в ходе написания которой она посетила все семь колоний РФ для пожизненно осуждённых:

«Соль-Илецк — маленький город в Оренбургской области, знаменитый своими солёными озёрами. […] И почему кому-то пришло в голову построить самую страшную тюрьму именно здесь? Острог появился в екатерининские времена, изначально предназначался для разбойников и бунтарей (все они добывали соль на приисках). По одной из версий, место выбрали после Пугачевского восстания, которое началось именно в Оренбургской области».

Ева согласилась помочь и нам в исследовании темы.

Тюрьмы на Руси: взгляд правозащитника Евы Меркачёвой

Вы изучали пенитенциарную систему страны разных эпох. Были ли различия по условиям содержания для категорий населения?

Тюрьма для дворян и тюрьма для крестьян — разные вещи. Дворянин мог приехать в тюрьму с дворецким, сундуком одежды и пятью бочками вина, а оборудованная им камера была не хуже номера в гостинице. Да и сами наказания для разных категорий отличались.

Повинность, за которую могли казнить крестьянина, помещику сходила с рук. Серийную маньячку Салтычиху, снимавшую с людей кожу, осудили далеко не сразу (следствие велось 6 лет), но и суд над ней был более милосерден, нежели над крестьянином, укравшим буханку хлеба. Напомню, что Дарью Салтыкову лишили дворянского звания и заключили в московский Ивановский женский монастырь. Притом, что она замучила больше 100 крестьян.

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Иллюстрация работы П. В. Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах» (1910)

Источник:

П. В. Курдюмов, Public domain, через Викисклад

«Несметные толпы народа и масса экипажей заполняла всю Красную площадь […]. На Лобном месте была выставлена у позорного столба на один час дворянка-помещица Салтыкова. Императрица приговорила ее к этому наказанию и к пожизненному затем заключению в тюрьму при монастыре вместо смертной казни.

Тут же […] палачи жестоко расправлялись с ее крепостными. Их били кнутами и клеймили раскаленным железом. Такому же наказанию подвергся и священник, скрывший преступление Салтычихи и схоронивший трупы замученных ею крепостных.

В то время как осужденные одновременно с нею крепостные были лишь исполнителями ее бесчеловечных приказаний, сама она была признана виновной в убийстве 138 человек ее крепостных. Она собственноручно била их кнутом, поленом, скалкой, обваривала их головы и лица кипятком, жгла уши раскаленными щипцами, жгла волосы лучиной, ставила на мороз», — так пишет криминолог Михаил Гернет об этом событии 1768 года в «Истории царской тюрьмы», после чего добавляет:

«Первая жалоба на Салтыкову была подана еще в 1762 году […]. Двум крепостным Салтыковой (у одного из них помещица забила насмерть одну за другой трех его жен) удалось подать жалобу императрице. Жалоба была передана в юстиц-коллегию в Москву, где проживала Салтыкова.

Следствие тянулось шесть лет. […] Взятка делала свое дело. Богатство и знатность спасали Салтычиху. Запуганные крестьяне при допросах отказывались давать показания. При опросе 100 человек в Москве 94 из них отозвались незнанием».

А так Михаил Гернет оценивает наказание:

«Выбор монастыря в самой Москве, а не в Сибири или где-нибудь далеко от столицы, произошёл не без влияния московской родни Салтычихи. […] Конфирмованный Екатериною приговор о вечном содержании в этой темнице не оказался неизменным: в 1779 году, т. е. через 11 лет, Салтычиха была переведена в пристройку к одному из монастырских зданий. Это помещение было снабжено окошечком за решёткой, и один из современников рассказывал о виденной им картине: через открытое окошечко Салтычиха плевала на любопытствующих, ругала их и совала сквозь решётку палку».

Наказания для разных категорий населения, — констатирует Ева Меркачёва, — сравнялись после судебной реформы Александра II 1864 года. Тогда появились суды присяжных и должность присяжных поверенных — будущих адвокатов, которые стали представлять интересы подсудимых.

Исследуя преступления, совершаемые в истории России, усматриваете ли Вы параллели с другими странами?

<p>Ева Меркачёва</p>

В Западной Европе инквизиция преследовала ведьм.
Попав в тульский областной архив, я спросила, имеются ли дела против ведьм в России.
Оказалось, да.

Мы обнаружили датированные XVI–XVII веками дела по обвинению в колдовстве и чародействе. Они были написаны на старославянском языке, расшифровывать мне помогали переводчики и архивисты. В одном из дел в качестве доказательств фигурировали медвежья голова и кость великана. Суеверия.

Часто суд на Руси оказывался справедлив по отношению к женщинам (адвокатов ещё не было). В одном случае женщину, которую подозревали в «наведении порчи» на крестьян, оправдали. Суд пришёл к выводу, что те «пускались в пляс и орали», потому что напились спиртных напитков, а не потому, что были «заколдованными».

Случай: против чародейки свидетельствовала её дочь. Суд не принял показаний; постановил, что дети не должны свидетельствовать против родителей. Прошло почти четыре века, и сегодня это отражено в 51 статье конституции, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя и близких.

Как в истории страны менялось наказание? Какие из них Вам кажутся наиболее гуманными?

У суда на Руси была интересная традиция поручительств. Люди поручались за человека, и суд его отпускал. Вместо тюрьмы отдавал на поруки. Однажды жители целой деревни поручились за знахарку. Чувствовали ответственность, искали ей дело, чтобы она имела кусок хлеба и не прибегала к ремеслу, за которое получила наказание. Это решение воспитывало всех. Начинала проявляться гражданская активность.

В советское время тоже было любопытное наказание. Я узнала о нём из одного уголовного дела. В блокадном Ленинграде женщину судили за аборт, запрещённый в СССР. В виде наказания назначили… общественное порицание. Мне пришлось перечитать дело несколько раз: никак не могла вникнуть, что за наказание — общественное порицание? Вот такое гуманное наказание.

Однако за многие преступления полагались тяжёлые наказания. Одним из них являлась каторга.

Чехов и каторги Сахалина

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

А. П. Чехов с родными и знакомыми во дворе дома Я. А. Корнеева на Садовой-Кудринской до отъезда на Сахалин

Источник:

фото автора / Дом-музей А. П. Чехова, Москва

Знаковым местом каторжного труда заключённых в конце XIX века стала политическая тюрьма на реке Кара (1873-1889). Закрытие каторги в Каре предваряется самоубийством шести заключённых. Событие получит название «Карийская трагедия» и наряду с личными причинами побудит А. П. Чехова отправиться в 1890 году на другую, тогда ещё действующую, каторгу Сахалина.

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Портрет А. П. Чехова, сделанный его братом Николаем (1858-1889), художником, который мечтал отправиться на Сахалин

Источник:

фото автора

Среди личных причин — смерть брата Николая, художника, мечтавшего посетить остров. Также — деятельность другого брата, Михаила. Последний вспоминал:

«Я только что окончил тогда курс на юридическом факультете и готовился к государственным экзаменам… Часто Антон Павлович брал у меня лекции и читал их, лёжа на кровати. Как-то, прочитавши уголовное право, он сказал мне: „Всё наше внимание к преступнику сосредоточено на нем только до момента произнесения над ним приговора; а как сошлют его на каторгу, так о нём все и позабудут. А что делается на каторге! Воображаю!..“».

Транспортировка бревен в Дуэ, Сахалин

Транспортировка бревен в Дуэ, Сахалин

Источник:

Public domain, via Wikimedia Commons

Антон Павлович — не первый, взявшийся написать о каторге Дальнего Востока. В 1888–1889 году выходят переводы книги американского журналиста Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка». В 1889 году в печати появляются «Поездки к переселенцам» Глеба Успенского.

Чехов готовится к путешествию основательно. Прочитывает 65 книг.

Путь длится 81 день (Транссибирская магистраль, которая облегчит дорогу будущим путешественникам, ещё не построена!). 21 апреля 1890 он выезжает с Ярославского вокзала в Москве (в московском музее-квартире Чехова хранится снимок семьи перед отъездом на крыльце дома). Из Ярославля на пароходе плывёт до Нижнего Новгорода.

Далее идут Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Ишим, Колывань (отказываются дать лошадей), Томск, Мариинск, Ачинск (опрокидывается повозка), Красноярск. Паром через Енисей. Тарантас до Иркутска. Канск. Станция Листвянишная близ Байкала. Ему остаётся пересечь Читу, Нерчинск, Сретенск, Благовещенск, Хабаровку, Николаевск. И вот — наконец достигнут Сахалин.

Клетка для заключенных на грузовом пароходе «Петербург», который депортирует их на остров Сахалин (1890)

Клетка для заключенных на грузовом пароходе «Петербург», который депортирует их на остров Сахалин (1890)

Источник:

Иннокентий Павловский, Public domain, via Wikimedia Commons

Из документов у Антона Павловича разве что «корреспондентский билет» газеты «Новое время», издаваемой его другом Алексеем Сувориным.

«Офицер, сопровождавший солдат, узнав, зачем я еду на Сахалин, очень удивился и стал уверять меня, что я не имею никакого права подходить близко к каторге и колонии… От слов его становилось мне жутко, и я боялся, что и на Сахалине, пожалуй, я встречу точно такой же взгляд».

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Фотография дома, в котором жил А. П. Чехов в г. Александровске в 1890 году. Сделана Сергеем Михайловичем Чеховым в 1949 г.

Источник:

Российский государственный архив литературы и искусства, Фонд 2540, опись 2, ед. хр. 683, лист 2

Чехов ночует у ссыльного крестьянина Григория Петровского, село Александровское (в архивах имеются фотографии этого дома).

Знакомится с почтовым чиновником Дучинским, наносит визит начальнику острова Кононовичу, присутствует на встрече приамурского генерал-губернатора барона Корфа. Последний разрешает Чехову посещать тюрьмы и беседовать со всеми, исключая политических ссыльных.

Деревня ссыльных, Сахалин

Деревня ссыльных, Сахалин

Источник:

Pavlovskij, I.I. / Иннокентий Павловский, Public domain, via Wikimedia Commons

В типографии полицейского управления в Александровском Чехов просит напечатать карточки. Они станут бланками для переписи населения острова.

«Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении. […] имел терпение сделать перепись всего сахалинского населения. Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым; употреблял я при переписи карточную систему, и мною уже записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев».

В каждой карточке содержалось 13 пунктов: селение, двор, звание; имя, возраст, вероисповедание, место рождения, год прибытия на Сахалин, занятие, уровень грамотности, семейное положение.

«Случается, что православный русский мужичок на вопрос, как его зовут, отвечает не шутя: „Карл“. Это бродяга, который по дороге сменился именем с каким-то немцем. […] Есть каторжный, которого зовут Наполеоном. […] Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, […] бродяга Иван 35 лет (Это число составляет часть фамилии. В действительности ему 48 лет)».

Женские карточки перечёркнуты были красной линией.

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Карточка переписи населения, предпринятого А. П. Чеховым (мужская)

Источник:

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Фонд 331, картон 4, ед. хр. 805-20/524, лист 215

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Карточка переписи населения, предпринятого А. П. Чеховым (женская)

Источник:

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Фонд 331, картон 4, ед. хр. 805-20/524, лист 205

В настоящее время сохранилось порядка 7,5 тыс. карточек. Они хранятся в отделе рукописей РГБ и доступны для просмотра в виде микрофильмов.

В Дуэ Чехову случается присутствовать при наказании заключённого плетьми:

«Прохоров не произносит ни одного слова, а только мычит и хрипит; кажется, что с начала наказания прошла целая вечность, но надзиратель кричит только: „Сорок два! Сорок три!“. До девяноста далеко. Я выхожу наружу».

Грубость ложится печатью на работников каторги:

«Люблю смотреть, как их наказывают! — говорит радостно военный фельдшер, очень довольный, что насытился отвратительным зрелищем. […] От телесных наказаний […] ожесточаются не одни только арестанты, но и те, которые наказывают и присутствуют при наказании».

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Фоторепродукция принадлежавшей А. П. Чехову карты Сахалина, хранящейся в доме-музея А. П. Чехова в Ялте

Источник:

фото автора / Дом-музей А. П. Чехова. Садовая-Кудринская улица, 6, Москва

Всего на Сахалине Чехов проводит 3 месяца и 2 дня. Обратная дорога охватывает Японию, Гонконг, Сингапур, Коломбо, Порт-Саид.

С собой он привозит «сундук всякой каторжной всячины» (в том числе — около сотни фотографий, сделанных рядом фотографов. Иннокентий Павловский — один из них), благодарный за завершившийся этап творческого и человеческого пути: «Я рад, что в моём беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жёсткий арестантский халат». Отныне «всё просахалинено».

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Фотографии, сделанные Иннокентием Павловским во время пребывания А. П. Чехова на Сахалине

Источник:

фото автора / Дом-музей А. П. Чехова, Москва

Отдельным изданием книга выходит в 1895 году.

«Сделано мною немало. Хватило бы на три диссертации», — подводит Антон Чехов итог своей работе. Его лечащий врач Исаак Наумович Альтшуллер вспоминал, что Чехов видел в книге продолжение неоконченной медицинской диссертации «Врачебное дело в России»: «Это вместо диссертации, которую я замыслил написать после 1884 г. — окончания медицинского факультета».

Осужденные, прикованные наручниками к своим тачкам

Осужденные, прикованные наручниками к своим тачкам

Источник:

Public domain, via Wikimedia Commons

Подход книги «Остров Сахалин» близок к научному. В тексте обнаруживаются элементы криминологии, этнографии, статистики, биологии, зоологии. Полный лирических отступлений, театрализованных диалогов, населённый драматическими персонажами (будь то роковая Сонька Золотая Ручка или немногословный Егор) текст перемежается с сухим повествованием. Цитируются документы («По 27 ст. „Устава о ссыльных“…»), приводятся таблицы и схемы. Составляется даже «кривая побегов».

Посадочная площадка, построенная осужденными для строительства новой угольной шахты на Сахалине

Посадочная площадка, построенная осужденными для строительства новой угольной шахты на Сахалине

Источник:

Public domain, via Wikimedia Commons

Произведение вызывает резонанс. Под влиянием книги на Сахалин отправляется журналист Влас Дорошевич и помогающая семьям каторжан сестра милосердия Евгения Майер. Министерство юстиции и Главное тюремное управление посылают на остров представителей. После инспекции ликвидируются телесные наказания для женщин и вечная ссылка. Разрабатывается план строительства приютов, яслей, школ.

Однако главное событие — закрытие каторги — происходит в 1906 году, уже после смерти Чехова. Процесс ускоряет русско-японская война. Произведение можно считать одним из факторов закрытия каторги.

Память о сделанном писателем Сахалин хранит и сегодня — в Южно-Сахалинске действует Музей книги Чехова.

XX век: время лагерей

XX век станет веком ГУЛАГа. Его узники продолжат традицию написания свидетельств в форме художественной прозы, начатой протопопом Аввакумом и подхваченной Фёдором Достоевским и Владимиром Короленко.

Читатель узнает о прииске «Джелгала» Дальлага из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, о женском лагере «Эльген» из «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург и «Детали монумента» Зинаиды Лихачёвой.

Личный и коллективный опыт станут основой эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. «В круге первом» очертит ещё один подвид тюрем, так называемых «шарашек» — предназначенных для учёных НИИ и конструкторских бюро.

Штрафной изолятор одного из лагпунктов Воркутлага, 1945 год

Штрафной изолятор одного из лагпунктов Воркутлага, 1945 год

Источник:

Russian State Archive, CC BY-SA 3.0, через Викисклад

Оказавшийся в лагерях австриец Петер Демант (Петр Зигмундович Демант, литературный псевдоним — Вернон Кресс), вторя Боккаччо, назовёт свой документальный роман «Зекамерон XX века».

Одним из мест заключения станут Соловецкие острова. В числе узников — Дмитрий Лихачёв, впоследствии — литературовед, культуролог, медиевист, академик Академии Наук СССР, а в 1928-1932 — сосланный по 58 статье за доклад о старой русской орфографии в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. О нём он напишет и свою первую опубликованную статью.

«Наибольшим и почти единственным распространением на Соловках пользуются две игры: стос и бура, из них излюбленнейшая — стос. Игроки из „своих“ уверяют, что удобства и достоинства этой игры заключаются в том, что она играется очень быстро и в любой момент, в случае какого-нибудь шухера, может быть прервана, тогда как терс и рамс требуют спокойной обстановки».

Каждый писатель, оказавшийся в месте лишения свободы, придумывал свой способ пронести слово. Если Александр Солженицын использовал «чётки с метрическою системой, а на пересылках наламывал спичек обломками и передвигал», то Дмитрий Лихачёв, получивший право на работу в Криминологическом кабинете, оставлял научные выписки о жизни заключённых, ставшие предисловием к его культурологической исследовательской деятельности.

«Я не приносил зла, не одобрял зла, сумел выработать в себе жизненную наблюдательность и даже смог незаметно вести научную работу. Я изучал обычай воровской игры в карты и напечатал на эту тему в лагерном журнале „Соловецкие острова“ (1930, № 1) свою первую научную работу».

О Соловках же выходят и книги современных писателей — «Обитель» Захара Прилепина — одна из них.

Современные тюрьмы

Спросив журналиста и правозащитника Еву Меркачёву о том, насколько изменилась тюрьма, мы получили ответ: «Условия содержания менялись очень и очень медленно. В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга есть музей Тюрьма Трубецкого бастиона. Там содержались политические заключённые, среди которых — Кропоткин, Горький, Троцкий. Тюрьма Трубецкого бастиона построена в 1870 году. В современных тюрьмах — те же камеры, те же решётки, кровати те же. А тюремная библиотека в то время была даже лучше. Так что тюрьма небыстро меняется».

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Надзиратели тюрьмы Трубецкого бастиона

Источник:

Кашак, CC0, через Викисклад

Записки из мёртвых домов: история тюремной системы в России

Камера тюрьмы Трубецкого бастиона

Источник:

Кашак, CC BY-SA 3.0, Викисклад

Определённые улучшения есть. Сегодня нет разделения условий по социальному классу, как это было с дворянами и крестьянами: «В целом мы пришли к тому, что сейчас нет VIP-тюрем. Но есть разные категории колонии. Так, в целях безопасности отдельно от других содержатся бывшие сотрудники тюрем. Есть колонии разного режима, для первоходов и для рецидивов».

Важно сравнить пенитенциарный опыт других стран: «Я была в тюрьмах пары стран, — делится Ева Меркачёва, — в том числе США. Это было давно, когда в рамках программы обмена журналистами я оказалась в газете Pittsburgh Post-Gazette. Репортёры этой газеты считали, что попасть в тюрьмы практически невозможно. Но я послала запрос в местное управление тюрем, и меня пустили. Смогла посмотреть и сравнить. Посетила и несколько тюрем Швеции, которые произвели сильное впечатление. Увидев, как в женской тюрьме заключённые женщины вместе с сотрудницами играют в волейбол, как они занимаются йогой, подумала: важно сделать подобное и в России, поскольку это способствует ресоциализации».

Добавим, что Ева Меркачёва стала инициатором создания занятий йогой для заключённых и сотрудников.

Следственный изолятор Колпино (Новые Кресты), Санкт Петербург

Следственный изолятор Колпино (Новые Кресты), Санкт Петербург

Источник:

Mikhail Lyganov / Mike1979 Russia, CC BY-SA 3.0, через Викисклад

Эволюция условий на современном этапе происходит благодаря работе правозащитников. Подводя итог о совмещении деятельности журналиста и правозащитника, Ева Меркачёва указывает: «Каждый день пишу ходатайства и поручительства, запросы и обращения. Учитывая, что я не знаю большинство тех, за кого прошу и поручаюсь, многие считают мою работу безумием. Но я продолжаю, по-другому не могу. Остальное время описываю истории. Беру те, что отражают тенденцию и призывают к милосердию. Каждый раз думаю: вдруг человека освободят, и с ним всё будет благополучно. На это я всегда надеюсь».

Фото: Валерия Шимаковская, если не указано иное.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения