Наука как бестселлер: 5 известных фантастов, которые были учеными

Эти авторы пришли в sci-fi из фундаментальной науки, что помогло покорить умы миллионов читателей

24 декабря 2022
Legion Media

Сколько науки в научной фантастике? Какова вероятность того, что все описанное могло произойти на самом деле? Придерживался ли автор знаний физических законов, анатомии, биологии?.. Эти вопросы часто приходят в голову самым ярым почитателям литературы sci-fi. Вот пять известнейших фантастов, которые при создании своих произведений опирались на фундаментальную науку.

Айзек Азимов

Любимый писатель Илона Маска неспроста стал легендой научной фантастики и главным популяризатором науки в США. Параллельно с литературным творчеством он преподавал в университете биохимию. А еще создал три закона робототехники и написал множество научных и научно-популярных книг.

Jim DeLillo / Alamy

До Азимова большинство sci-fi произведений имели к настоящей науке опосредованное отношение. Писатель же ставил в основу жанра эксперимент и основал новое направление в литературе — «твердую» научную фантастику, которую противопоставляли «мягкой», гуманитарной фантастике.

Кстати, книга «Основание» — любимое произведение основателя Space X Илона Маска, которое убедило его в необходимости экологически чистых технологий и колонизации Марса.

Азимов предсказал возникновение гаджетов, спутниковую связь, 3D-кинотеатры, Wi-Fi и GPS. Много он писал и об искусственном интеллекте, этой теме автор посвятил сборник рассказов «Я, робот» и роман «Сами боги».

Артур Кларк

Английский публицист Кларк вместе с Азимовым входит в «большую тройку» фантастов XX века, которые очень существенно повлияли на становление жанра.

Legion Media

Во время Второй мировой войны писатель смог поступить в Королевский колледж Лондона, где обучался на направлении «Физика и математика». В 1945 году он опубликовал научную статью, в которой поделился идеей вывода спутников связи на орбиту Земли, чтобы создать глобальную систему связи. По сути, Артур Кларк придумал интернет и GPS.

Кларк больше всего известен романами «Конец детства», «Город и звезды». Также писатель стал сценаристом фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» — одноименный роман он писал параллельно с работой над картиной. В основу же киноодиссеи лег его рассказ «Часовой».

В своих произведениях Кларк сформулировал три знаменитых закона. Первый гласит: «Когда пожилой и известный ученый говорит, что что-то возможно, он, вероятно, прав. Но когда он говорит, что это невозможно, он, скорее всего, ошибается».

Второй закон звучит так: «Единственный способ найти пределы возможного — выйти за эти самые пределы и войти в то, что мы считаем невозможным».

И, наконец, третий, самый известный: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

wikimedia.org

Ханну Райаниеми

Это финский писатель, создавший трилогию «Квантовый вор». Удивительные концепции будущего ему удалось сформулировать не только благодаря литературному таланту, но и тому, что он получил научную степень в области математической физики — за теорию струн.

Ангелы, боги, космос как причудливая система, драконы-программы, постчеловечество, призраки, пост-смерть и всемогущие корпорации — Ханну Райаниеми придумывает истории, в которых наука переплетается с чудесами.

В то же время сюжеты автора базируются на реальных научных теориях. К примеру, тюрьма, в которую заключен главный герой Жан ле Фламбер, построена на «дилемме заключенного» из области теории игр.

mithilareview.com

Аркади Мартин

Американка Аркади Мартин пишет, скорее, в жанре «мягкой» гуманитарной фантастики — и это неудивительно, ведь она специалист по истории Византии. Писательница занимается вопросами культуры, языка и того, как это формирует человеческое сознание.

Вдохновение Аркади Мартин черпает в научных исследованиях, в которых принимает участие. Работать над своим первым романом «Память, что зовется империей» она начала во время изучения аннексии Византией армянского царства Ани в 1044 году.

Что происходит с малыми культурами, которые существуют рядом с большими нациями? На чем стоят империи, считающие себя центром мира? Оба романа Мартин дилогии «Тейкскалаан» получили известную литературную премию «Хьюго».

file770.com

Дерек Кюнскен

Этот канадский писатель специализируется на молекулярной биологии и генной инженерии. В 2018 году Кюнскен начал публиковать произведения из цикла авантюрной фантастики о постчеловеческом будущем «Квантовая эволюция».

Действие происходит в далеком будущем, главный герой Белизариус Архона относится к представителю вида Homo quantus. В квантовом режиме его мозг становится мощнее любого существующего компьютера — правда, есть неожиданные побочные эффекты…

Свои произведения канадский писатель создает со вниманием к научным идеям. Так, автор даже написал статью о том, какие именно научные знания и гипотезы лежат в основе фантастических допущений, которые он использует в «Квантовом волшебнике».