Исследование венерианской атмосферы ставит под сомнение возможность существования в ней жизни

Выжить в таких условиях не смогли бы даже самые неприхотливые земные организмы

29 июня 2021

Обнаружение в верхних слоях атмосферы Венеры следов ядовитого газа фосфина (PH3), наличие которых может быть признаком существования живых организмов, всколыхнуло интерес к исследованиям Венеры, однако свежее исследование поставило под сомнение возможность выживания любых известных организмов в атмосфере соседней планеты.

NASA/JPL-Caltech

Венеру можно назвать одним из самых негостеприимных мест в Солнечной системе. Атмосфера этой планеты на 96% состоит из углекислого газа, ее облака состоят из серной кислоты, температура на поверхности Венеры может превышать 460 градусов по Цельсию, а давление сопоставимо с давлением на глубине 900 метров под водой. Однако ученые не исключают, что жизнь теоретически может существовать в атмосфере Венеры — на высоте около 50 километров над поверхностью планеты температура и давление условно пригодны для выживания земных организмов-экстремофилов. Данные о наличии в атмосфере Венеры фосфина косвенно подтверждали эту теорию.

Ранее американские ученые уже усомнились в выводах коллег из Великобритании, предположив, что за фосфин был ошибочно принят распространенный в атмосфере Венеры диоксид серы. Теперь же другая группа британских исследователей пришла к выводу, что активность воды в венерианских облаках примерно на два порядка ниже необходимого для выживания уровня. Этот показатель, означающий относительную доступность воды для живых организмов, составил всего 0,004, тогда как для выживания самых неприхотливых земных организмов он должен составлять не менее 0,585.

В то же время активность воды в атмосфере Марса ученые оценили в 0,537, что близко к пороговому значению, а оценка активности воды для облаков Юпитера даже превзошла необходимый уровень, но химический состав облаков газового гиганта оставляет мало шансов на возможное существование в ней живых организмов.

Возможно, точка в вопросе существования жизни в атмосфере Венеры будет поставлена в ближайшие десять лет при помощи новых исследовательских аппаратов, которые планируют отправить к Венере NASA и Европейское космическое агентство (ESA).

Использованы материалы: New Atlas, Nature Astronomy