Курс — Утренняя звезда: как СССР добился первенства в покорении Венеры

О начале золотой эпохи в истории освоения космоса «Вокруг света» писал в 1961 году

12 апреля 1961 года человечество ахнуло, узнав о полете Юрия Гагарина. В это время в советских киосках «Союзпечати» продавался номер «Вокруг света», в котором были такие слова: «Этот день будет записан золотыми буквами в истории космических полетов». Правда, речь шла совсем о другом дне: двумя месяцами раньше был запущен первый космический аппарат к планете Венера. Аппарат нес на себе заполненную азотом камеру с символикой СССР, которая должна была плавать в предполагаемом венерианском океане.

Dreamstime via Legion Media

Увы, проект «Венера-1» потерпел фиаско задолго до встречи зонда с несуществующим океаном: аппарат пролетел на рекордно близком расстоянии 100 000 км от планеты, но так и не смог выйти на ее орбиту, и связь с ним была потеряна.

Мы вспомнили об этой статье не для того, чтобы позлорадствовать над журналистским фальстартом. Наша цель — напомнить читателям об удивительном моменте в истории человечества, когда редакции журналов и типографии, печатавшие тиражи, не успевали за грандиозными шагами в освоении космоса. Сейчас, спустя более 60 лет, уже ясно, что золотыми буквами в историю вписан не один апрельский или февральский день, а целое десятилетие, когда цивилизация совершила этот впечатляющий рывок.

Курс — Утренняя звезда: как СССР добился первенства в покорении Венеры

Панорамный снимок поверхности Венеры, сделанный камерой аппарата Венера-13» в 1981 году

Russian Academy of Sciences / Ted Stryk

Что касается Венеры, позже СССР закрепил абсолютный приоритет в освоении этой планеты. Именно советские зонды первыми вышли на венерианскую орбиту, совершили мягкую посадку и передали на Землю фотографии поверхности планеты.

1961 № 4

Курс — Утренняя звезда: как СССР добился первенства в покорении Венеры

архив журнала «Вокруг света»

12 февраля 1961 года — этот день будет записан золотыми буквами в истории космических полетов. Вечером этого дня скупые строки сообщения ТАСС облетели весь мир.

«В соответствии с программой исследований космического пространства 12 февраля 1961 года в Советском Союзе усовершенствованной многоступенчатой ракетой выведен на орбиту тяжелый искусственный спутник Земли.

В тот же день с этого спутника стартовала управляемая космическая ракета, которая вывела автоматическую межпланетную станцию на траекторию к планете Венера.

…Автоматическая межпланетная станция несет вымпел с изображением Государственного герба СССР».

«Успешный запуск космической ракеты к планете Венера прокладывает первую межпланетную трассу к планетам Солнечной системы».

Около трех с половиной лет назад первые советские искусственные спутники Земли возвестили о начале космической эры.

Три с половиной года… За этот короткий срок мы были свидетелями великих успехов советской науки и техники в освоении космоса: маленькая планета, созданная человеческими руками, отправилась в путь вокруг Солнца; советский вымпел — на Луне; первые живые существа с Земли совершили путешествие в космос; тяжеловесные космические лаборатории — на орбите вокруг Земли.

И вот мы узнаем, что один из спутников-гигантов стал ракетодромом — с него была запущена межпланетная станция.

Еще небывалые в истории задачи поставили ученые перед новым космическим исследователем: проверить сверхдальнюю радиосвязь и управление космической станцией за многие миллионы километров от Земли, уточнить масштабы Солнечной системы, провести ряд физических исследований в межпланетном пространстве.

Советская наука и техника, их ведущие отрасли: математика, физика, химия, электроника, ракетная техника, металлургия, машиностроение, приборостроение и другие — выдержали еще один труднейший экзамен.

Первые же отклики свидетельствовали, какое потрясающее впечатление произвело это событие на весь мир.

иллюстрация: Константин Чувашев

Нью-Йорк: «Серп и молот над Венерой!», «Русские снова заставили мир ахнуть!»

Лондон: «Это самое сенсационное событие в космический век — первая попытка достичь другой планеты».

Париж: «Советские ученые доказали свое неоспоримое превосходство в космосе».

Токио: «Идея запуска космической ракеты с искусственного спутника Земли давно зрела в умах ученых, занимающихся космическими полетами, но кто мог предполагать, что эта мечта осуществится на деле так быстро».

Дели: «Запуск ракеты на Венеру — это потрясающее достижение, оно открывает новые сферы познаний, доселе неведомых человечеству».

Венера… Самая близкая к Земле планета. Самая яркая звездочка нашего небосвода. Астрономы разных стран мира давно приглядывались к ней, но планета прятала свое лицо за густой вуалью облаков. Сейчас уже можно предвидеть, что один из первых межпланетных полетов человек совершит именно на Венеру. Вот почему так важно заранее знать характер нашей скрытной соседки, вот почему первый межпланетный разведчик прокладывает путь к легендарной утренней звезде.

Россия и Венера: история отношений

• 12 февраля 1961 года. Запуск «Венеры-1». Первый пролет мимо Венеры. Из-за потери связи научная программа не выполнена.

• 12 июня 1967 года. «Венера-4»: атмосферные исследования и попытка достижения поверхности. Аппарат раздавлен давлением атмосферы, о котором до этих пор ничего не было известно.

• 17 августа 1970 года. «Венера-7»: первая мягкая посадка на поверхность планеты. Сбор научной информации.

• 8 июня 1975 года. «Венера-9»: мягкая посадка модуля и искусственный спутник Венеры. Первые фотографии поверхности.

• 30 октября 1981 года. «Венера-13»: первая запись звука на поверхности и передача цветного панорамного изображения.

• Сентябрь 2020 года. В атмосфере Венеры обнаружен газ фосфин — возможная сигнатура жизни. Позже данные поставлены под сомнение.

• В 2024 году Роскосмос планировал отправить станцию «Венера-Д» с искусственным спутником и зондом, который должен проработать на поверхности Венеры не менее месяца. По состоянию на апрель 2024-го запуск аппарата отложен по меньшей мере до 2029 года.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021, частично обновлен в апреле 2024