300 млн лет без кислорода: альпийский микроб-выживальщик ответит, есть ли жизнь на Марсе

Разгадку ищут не в космосе, а глубоко под землей

11 ноября 2022
James Thew / Alamy

Профессор Цюрихского технологического института Кара Маньябоско и ее коллеги собирают образцы воды в заброшенном тоннеле Бедретто, проложенном глубоко под массивом Сен-Готард в Швейцарских Альпах. В каплях этой воды обитают древнейшие микроорганизмы, отличные от тех, что живут на поверхности Земли, сообщает Space.com.

Дело в том, что этим микроскопическим существам, никогда не видевшим солнечного света, для выживания не нужны кислород и фотосинтез. Ученые считают, что обитатели влажных глубин могут быть похожи на первых жителей планеты, появившихся около трех с половиной миллиардов лет назад, когда в атмосфере Земли было очень мало кислорода.

Однако гораздо больше Маньябоско и ее коллег интересует, могут ли эти древнейшие земные микробы помочь раскрыть секреты жизни на Марсе и других планетах Солнечной системы с, казалось бы, непригодными для выживания условиями. Например, на спутниках Сатурна и Юпитера, чья поверхность полностью покрыта слоем льда.

Каплям воды, стекающим по стенам туннеля Бедретто, около 300 миллионов лет, но в Канаде и Южной Африке были найдены еще более глубоко залегающие образцы воды, возраст которой исчисляется миллиардами лет. То есть обитающие в ней микроорганизмы развивались без контакта с поверхностью планеты более четверти от всего времени существования жизни на Земле.

Ученые рассчитывают понять, как выживают древние подземные микробы, и научиться находить химические следы присутствия этой жизни в окружающей среде. Тогда может оказаться, что ответ на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» будет утвердительным.

Ранее «Вокруг света» рассказывал, какое растение высадят на Марсе первым, когда туда доберутся люди.