Крик в космосе: послушайте, как ваш голос будет звучать на Марсе

Почувствуйте себя героем фантастического фильма

16 августа 2022
Крик в космосе: послушайте, как ваш голос будет звучать на Марсе
Perseverance на Марсе в представлении художника. Элементы изображения предоставлены НАСА.
Neko / Alamy

Инженеры из команды миссии Perseverance разработали специальную программу, чтобы узнать, какими будут привычные нам звуки (в том числе человеческие голоса) в атмосфере Марса. Инструмент создали на основе данных, которые собрал марсоход «Настойчивость», работающий на красной планете уже больше года.

Специалисты НАСА проанализировали данные ровера, учитывая температуру, плотность и химический состав атмосферы, чтобы научиться обрабатывать земные звуки «по-марсиански». Программа генерирует их так, будто расстояние между источником и слушателем — около 150 метров.

На сайте ведомства можно послушать «Марсианский плейлист» — настоящие звуки Красной планеты записаны микрофонами ровера. Также ученые предложили всем желающим послушать, как звучал бы на Марсе их собственный голос.

Онлайн-инструмент позволяет сначала записать себя, а затем прослушать обработанную «марсианскую» версию. По словам авторов, на разных планетах наш голос все равно останется узнаваемым. Однако мы заметим тончайшие различия между звучанием на Земле и на Марсе: это будет «более тихая и приглушенная версия нас». А также, можно сказать, заторможенная.

Гораздо бо́льшие изменения произойдут не в человеческих голосах, а в более высоких звуках: свисте, звоне колокольчика, пении птиц. На соседней планете они будут почти не слышны.

Как объясняют ученые, мы слышим, благодаря вибрации наших барабанных перепонок от давления волн, исходящих от источника звука. Волны не могут распространяться в вакууме, им нужна среда (в большинстве случаев это воздух). Марсианская атмосфера отличается от земной температурой, плотностью и химическим составом.

При температуре поверхности в среднем -63 градуса Цельсия скорость звука на Марсе будет около 240 м/с (по сравнению с 340 м\с на Земле). Волне потребуется больше времени, чтобы добраться до слушателя. Из-за плотности, которая в 100 раз меньше, чем у земной атмосферы, уровень звука будет ниже. То есть на одинаковом расстоянии один и тот же звук на Земле будет громче, чем на Красной планете.

А состоящая на 96% из углекислого газа атмосфера Марса поглощала бы высокие звуки, поэтому мы слышали бы там в основном низкую тональность.

Все эти изменения можно было бы заметить только, окажись человек на Марсе без скафандра. В специальных костюмах люди, конечно, будут слышать привычные для себя звуки по радиосвязи.