Будет есть пыль: как морская бактерия поможет не умереть от голода на Марсе

Новое открытие приближает человечество к будущей колонизации соседней планеты

20 августа 2022
Будет есть пыль: как морская бактерия поможет не умереть от голода на Марсе
Кадр из фильма «Марсианин», реж. Ридли Скотт, 2015 г.
Allstar Picture Library Limited / Alamy

Найден подвид цианобактерий, лучше всего подходящий для жизнеобеспечения на Марсе. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied and Environmental Microbiology.

Пока не приходится рассчитывать, что Красная планета будет гостеприимна к будущим колонизаторам: ее скудные ресурсы не смогут прокормить поселенцев и поддержать производство продуктов питания.

Но эта мертвая атмосфера и безжизненный красный реголитовый грунт, богатый железом и другими металлами и минералами, при определенных условиях могут стать питательной средой для растений.

Озеленить Марс можно с помощью цианобактерий. На Земле с этими микроорганизмами ведут активную борьбу, так как они вызывают цветение сине-зеленых водорослей. Но в суровых марсианских условиях эти организмы могут пригодиться.

Считается, что цианобактерии стали «творцами» атмосферы на Земле. В итоге их деятельность привела к «кислородной катастрофе» — глобальному изменению состава атмосферы 2,4 млрд лет назад, что впоследствии обернулось оледенением планеты. Сейчас эти бактерии производят значительную часть кислорода на планете. Они входят в состав океанического планктона и являются первым звеном большей части пищевых цепей.

Цианобактерии способны питаться марсианской пылью и частицами атмосферы, что приведет к образованию кислорода и биомассы. Последняя очень пригодится марсианскому сельскому хозяйству.

Но для описанных целей нужен особый вид этих бактерий. В поиске подходящих ученые отобрали несколько штаммов, а затем выделили геном ДНК каждого вида. Особое внимание обращали на два фактора:

• непривередливость в еде;

• способность поддерживать рост растений, плоды которых можно употреблять в пищу.

И недавно поиски увенчались успехом: ученые обнаружили перспективный для Марса штамм Anabaena sp. PCC 7938.

В ходе опытов биологам удалось обогатить болотную ряску питательными веществами, используя экстракты из биомассы Anabaena sp. PCC 7938.

Недавно ученые представили перспективные биотехнологии, которые облегчат жизнь на Марсе для первых поселенцев.

Ранее Илон Маск пообещал перевезти около миллиона человек на Красную планету к 2050 году.