Микробы съели одеяло и все замерзли: как жизнь на Марсе погубила сама себя

Красная планета могла бы стать второй Землей, но судьба марсианской жизни сложилась иначе

17 октября 2022
Микробы съели одеяло и все замерзли: как жизнь на Марсе погубила сама себя
Марсианский пейзаж со следами от гусениц Curiosity
Claudio Caridi / Alamy

Совместное исследование Института биологии Высшей нормальной школы в Париже и Университета Аризоны (США) показало, что древние микробы, жившие на Марсе около 3,7 млрд лет назад, могли создать обратный парниковый эффект и разрушить атмосферу планеты. Их деятельность обернулась против самой жизни — Марс стал слишком холоден.

Команда разработала модель климата, в которой имитируются марсианские древние микробы — они потребляли водород и выделяли метан. При этом, объясняют специалисты, хотя на Земле метан тоже приводит к ощутимым парниковым последствиям, эффект от водорода и углекислого газа сильнее.

Марс расположен дальше от Солнца, чем Земля, поэтому там важен более мощный и стабильный туман от парниковых газов в атмосфере. Именно они улавливают тепло и не выпускают его обратно в космос, создавая условия, необходимые для жизни.

Модель демонстрирует, что пока марсианские микробы уничтожали водород и производили метан, они постепенно «съели» то самое «теплое одеяло» своей планеты. Атмосфера Марса больше не могла удерживать достаточно тепла, температуры снижались с +10–20 градусов Цельсия до -57.

Это вынуждало микроорганизмы уходить все глубже в кору планеты. Как считают авторы, они могли «закопаться» на глубину до километра за несколько сотен миллионов лет после начала похолодания. В итоге они стали неспособны развиваться в более сложные формы жизни.

Если полученные данные подтвердятся, это будет означать, что жизнь не обладает «автоматической» способностью поддерживать себя в любой благоприятной среде. Напротив, получится, что жизнь может случайно себя уничтожить.

Борис Сотрей

«Ингредиенты жизни находятся повсюду во Вселенной. Поэтому возможно, что жизнь появляется во Вселенной регулярно».

«Но ее неспособность поддерживать пригодные для себя условия на поверхности планеты приводит к тому, что она очень быстро вымирает. Наш эксперимент делает еще один шаг вперед, поскольку он показывает, что даже очень примитивная биосфера может иметь полностью саморазрушительный эффект», — объяснил ученый.

Гипотеза о том, что марсианская микрожизнь разрушила основы своего собственного существования, может быть доказана. Для этого авторы хотят найти следы древних микробов или их самих, если они выжили глубоко внутри планеты.

На то, что это возможно, указывают находки марсохода Curiosity — он обнаружил выбросы метана, которые периодически происходят из-под поверхности. Космические спутники также фиксировали метан — след жизнедеятельности в разреженной атмосфере Марса.