Тихоходок снова проверили на прочность, и они выдержали — какое испытание они успешно прошли?

Самые живучие существа на планете подтвердили свой статус неубиваемых

9 сентября 2022
Sebastian Kaulitzki / Alamy

Биологи из Токийского университета (Япония) раскрыли механизм, с помощью которого самые живучие существа на Земле — тихоходки — выносят даже обезвоживание. Ученые обнаружили у микроорганизмов белки, которые образуют специальный гель и защищают клетки от разрушения при высыхании. Когда воды становится снова достаточно, гель исчезает. Эксперимент показал, что белки частично сработали в культивируемых клетках насекомых и человека.

Несмотря на микроскопические размеры, тихоходки привлекают внимание ученых по всему миру. Дело в том, что они могут выживать в условиях, смертельных для большинства организмов.

Исследователи изучают суперспособности этих неубиваемых существ, чтобы человечество могло применить их. Тихоходок уже замораживали при экстремальных температурах, нагревали до 100 градусов, оставляли без кислорода, подвергали космическому излучению, и даже стреляли ими из газового пистолета.

Теперь команда японских биологов решила подвергнуть их новому суровому испытанию — оставить без воды. А вся жизнь тихоходок неразрывно связана с водой: они обитают в морях и пресных водоемах, влажной почве, мхах и лишайниках.

dotted zebra / Alamy

Некоторые тихоходки могут жить без воды десятилетиями. Когда вода покидает клетку, какой-то белок должен помогать ей сохранять физическую силу, чтобы избежать саморазрушения, объясняют ученые.

Такекадзу Куниеда

«После тестирования нескольких различных видов мы обнаружили, что изобилующие цитоплазмой теплорастворимые (CAHS) белки, уникальные для тихоходок, отвечают за защиту их клеток от обезвоживания».

Исследование показало, что белки CAHS «чувствуют», когда их клетка теряет воду, и начинают образовывать гелевые нити, которые постепенно становятся сетью. Она затвердевает и поддерживает стенки клетки, чтобы та не теряла форму и при механическом воздействии не разрушилась. Причем процесс обратим: когда водный баланс восстанавливается, гель постепенно удаляется.

Ученые выделили эти белки из клеток тихоходок и испытали на культивируемых в пробирках клетках насекомых и человека. Биологи были поражены, когда в человеческих культурах белки CAHS также образовали первые сети из геля (филаменты).

Открытие, по словам авторов, многообещающее. Возможность сохранять клетки и организмы живыми в обезвоженном состоянии можно применять во многих сферах. Например, продлевать срок годности биоматериалов для исследований, лекарств или даже донорских органов.