Выживаемость тихоходок проверили с помощью пистолета

Это было сделано, чтобы понять, могут ли тихоходки или похожие на них организмы выжить в определенных условиях в космосе

26 мая 2021

Тихоходки считаются самыми живучими существами на земле. Эти микроскопические беспозвоночные способны выдержать длительное пребывание при температуре −20 °C, нагрев до 100 °С, отсутствие кислорода, космическое излучение и другие экстремальные условия. Теперь к этому списку можно добавить и выстрел из газового пистолета.

Выживаемость тихоходок проверили с помощью пистолета
Sebastian Kaulitzki / Legion Media

Специалисты из Кентского университета (Великобритания) использовали специальный газовый пистолет, в котором для ускорения снарядов используется двухступенчатый процесс. Для достижения скорости до 8 километров в секунду используется сначала порох, а затем сжатый водород или гелий. Предварительно замороженных тихоходок поместили в пистолет и использовали в качестве снарядов для стрельбы по песчаным целям в вакуумной камере с диапазоном скоростей от 0,556 до 1,00 км/с. Еще 20 тихоходок были просто заморожены и использовались в качестве контрольной группы.

После обычной заморозки тихоходки пришли в себя спустя 8–9 часов. Беспозвоночные, которых заряжали в пистолет, смогли пережить удар со скоростью 825 метров в секунду включительно, но им потребовалось больше времени для восстановления, чем тихоходкам из контрольной группы, что свидетельствует о внутренних повреждениях. При скорости 901 метр в секунду тихоходки погибли.

Ученые считают, что, несмотря на удивительную выносливость тихоходок, маловероятно, что они могли бы быть перенесены астероидом, ударившемся о планету или ее спутник. Как показали расчеты, если часть материала, выброшенного с Земли в результате удара метеорита, затем попадает на Луну, это путешествие тихоходки еще смогут пережить. Однако при подобных обстоятельствах материал с Марса попадет на Фобос при скорости от 1 до 4,5 километра в секунду, что сделает невозможным выживаемость тихоходок или подобных существ. Эти эксперименты опровергают гипотезу панспермии, согласно которой живые организмы могли быть перенесены через космическое пространство и попасть на планету в результате удара астероида.

Использованы материалы Science Alert