Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции

Открытие может перевернуть представление о пересадке жизненно важных органов

29 августа 2022
Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции
Скульптура Прометея в Сочи, Краснодарский край, Россия.
Irina Bortcova / Alamy

Компания из США предложила неинвазивный способ введения клеток печени донора в лимфатические узлы пациентов. То есть организм больного сможет вырастить новую печень. Биотехнологию уже опробовали на мышах, свиньях и собаках — ученые вплотную приблизились к первым опытам с участием людей.

В случае успеха метод может стать революционным: пересадка органов подходит не всем, а в некоторых тяжелых случаях пациенты не могут перенести операцию. Есть и проблема дефицита: только в США около 10% людей умирают, не продвинувшись в «листе ожидания» органа.

Ученые десять лет изучали регенеративные функции клеток печени и выяснили: если удалить половину печени животного, орган восстановит себя сам. Печень человека, поврежденная токсинами или алкоголем, обычно имеет такую же способность. Но некоторые заболевания могут вызвать такие обширные повреждения, при которых регенерация не спасает.

Но биолог из Питтсбургского университета Эрик Лагассе и его коллеги из LyGenesis выяснили, что, помимо волшебной регенерации, клетки печени способны мигрировать с места на место внутри организма. Команда исследователей вводила клетки печени в различные участки тела мышей и с удивлением обнаруживала: они успешно приживаются и растут в лимфатических узлах.

Такие узлы находятся рядом с печенью, что позволяет им принимать «сигналы бедствия», посылаемые отмирающей тканью. Эти сообщения предназначены для запуска регенерации здоровой печени, но при тяжелых заболеваниях функция отключается.

Исследование на мышах с генетическим заболеванием печени продемонстрировало, что большинство клеток, введенных в лимфатический узел, останутся там, но некоторые мигрируют в печень, способствуя заживлению поврежденной ткани.

Майкл Хаффорд

«Со временем лимфатический узел полностью исчезает, и у вас остается мини-печень с большим количеством сосудов, которая поддерживает функцию основной печени, помогая фильтровать кровоснабжение животного».

Здоровые клетки печени можно доставлять через эндоскоп — трубку, которую вводят пациенту через горло с помощью ультразвука.

В планах у ученых эксперимент с участием 12 пациентов, которым диагностировали терминальное заболевание печени.

Оригинальная статья опубликована в журнале MIT Technology Review.