Поврежден озоновый слой: как повлияет на климат Земли мощнейшее извержение вулкана Тонга

Специалисты только начали оценивать последствия природной катастрофы, случившейся в январе 2022 года

5 августа 2022
Облако пепла, выброшенного вулканом Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Фото сделано снятого спутником GOES-West над южной частью Тихого океана 15 января 2022 года.

146 миллионов тонн водяного пара, выброшенные в атмосферу в результате извержения вулкана Тонга, могут активизировать глобальное потепление, говорится в сообщении Лаборатории реактивного движения НАСА.

Январское пробуждение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай вызвало цунами и звуковой удар, который дважды обогнул Землю.

Кроме того, мощное извержение в южной части Тихого океана выбросило в стратосферу Земли такое количество водяного пара, которого было бы достаточно, чтобы заполнить 58 тысяч олимпийских бассейнов.

По мнению экспертов НАСА, этого объема может быть достаточно, чтобы повлиять на среднюю температуру Земли. Исследователи лаборатории подсчитали, что извержение выбросило в стратосферу Земли около 146 тераграммов (1Тг = 1012г) водяного пара.

«Мы никогда не видели ничего подобного», — сказал Луис Миллан, специалист по атмосфере из Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.

Атмосферный шлейф от извержения вулкана Хунга Тонга-Хунга Хаапай. Снимок сделан с МКС в 269 милях над Тихим океаном 16 января 2022 года. Взрыв отправил шлейф пепла на 100 000 футов в верхние слои атмосферы и породил волны цунами, дошедшие до Калифорнии.
NASA Photo / Alamy Live News

Выброс такого объема воды при извержении вулканов — явление достаточно редкое. За восемнадцать лет, в течение которых НАСА ведет подобные исследования, такими водными спецэффектами отличались только вулканы Касаточи в 2008 году на Аляске и Кальбуко в 2015-м в Чили. Но извержение Тонга затмило все прошлые «достижения».

Исследователи считают, что водяной пар может повлиять на химический состав атмосферы, ускоряя химические реакции, которые могут привести к временному истощению озонового слоя. Это также может сказаться на росте температуры у поверхности Земли.

Обычно извержения вулканов, напротив, охлаждают планету, выбрасывая газы, пыль и пепел, отражающие солнечный свет обратно в космос.

Огромное количество воды, попавшее в стратосферу, стало результатом особых условий извержения: впадина вулкана находится на глубине всего 150 метров. Если бы Тонга был расположен глубже, давление в глубине могло бы «приглушить» силу взрыва.

Ранее Роскосмос показал масштаб разрушений островов Тонга, пострадавших от продолжавшегося несколько дней извержения подводного вулкана.

Ученые считают, что извержение вызвало шесть приходов волны Лэмба в Москве и ее окрестностях.