Схватились за сердце: как извержение вулкана в Океании аукнулось в России

Последствия катастрофы зафиксировали даже в Москве

11 мая 2022
Схватились за сердце: как извержение вулкана в Океании аукнулось в России
Legion Media

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в Тихом океане в январе 2022 года вызвало шесть приходов волны Лэмба в Москве и ее окрестностях. По словам руководителя Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Сергея Куличкова, такие волны дошли не только до российской столицы, но и несколько раз обогнули Землю.

При мощных взрывах, помимо звуковой волны, генерируется промежуточная, которую физики называют волной Лэмба. Она распространяется со скоростью звука исключительно вдоль земной поверхности с большими периодами колебаний.

Именно такая волна Лэмба фиксировалась по всему миру при взрыве вулкана. При этом гравитационные волны, скорее всего, до Москвы не дошли, отмечает Куличков.

Услышать эту волну без приборов нельзя. Человек может воспринимать до 20 герц, а сила волны Лэмба равна тысячным долям герца.

Такие физические явления образуются при каждом взрыве силой в несколько мегатонн. При этом событие должно произойти на определенной высоте, чтобы мощность не ушла под Землю и не вырвалась в космос.

По словам ученого, на человека могут оказывать влияние не сами волны Лэмба, а вызванные ими колебания атмосферного давления. Ранее ученые нашли связь между колебаниями давления и частотой поступления сердечно-сосудистых больных в стационары.

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай вызвало цунами на территории полинезийских стран Тонга, Фиджи и Самоа. Взрыв было слышно даже за 840 км от места, где находится вулкан. Разрушения из-за цунами зафиксированы в Новой Зеландии, США, Чили и Перу. Жертвами стихии стали два человека в Перу — волна накрыла грузовик, где они находились; 150 жителей островов Манго и Атата пропали без вести; три рыбака в США получили небольшие травмы.

Ранее российский спутник заснял один из островов архипелага Тонга, ушедший под воду.

Интервью ученого опубликовано на сайте Газета.ру.