Под именем Палласа: 5 представителей флоры и фауны России, названных в честь великого ученого

В этом году исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося ученого-энциклопедиста и путешественника

Петр Симон Паллас

Петр Симон Паллас родился в 1741 году в Берлине. С юных лет он проявил тягу к естествознанию, учился в Галльском, Геттингенском и Лейденском университетах. В 19 лет защитил докторскую диссертацию, а в 26, имея признание в Европе, принял предложение Екатерины II работать в России.

По заданию государыни Паллас отправился в многолетнее путешествие по провинциям огромной, тогда еще плохо изученной страны, описал минеральные богатства, флору, фауну, историю, быт и нравы народов России. Фактически Паллас открывал нашу страну для ее же граждан. Его труд «Путешествие по разным провинциям Российского государства», а также другие сочинения, не утратили своего научного значения и читаются с большим интересом и сегодня.

В знак признания огромных заслуг Палласа пред наукой его именем названо множество видов животных, растений, географических объектов и даже кратер на Луне. С некоторыми из них мы и предлагаем познакомиться.

Манул, или палласов кот

Otocolobus manul

Этого редкого зверя, впервые описанного Палласом, видели и знают многие жители и гости российской столицы, поскольку он уже много лет является символом и талисманом Московского зоопарка.

Манулы распространены в Центральной и Средней Азии, в Южном Закавказье, встречаются в степях Забайкалья и восточной части Горного Алтая. Для обитания они выбирают горные степи, где есть скалы и каменные россыпи. В качестве жилья используют заброшенные норы тарбаганов, лис и барсуков — там кошки отдыхают и прячутся от недругов. Покидают убежище вечером, когда наступает время охоты. Пищей им служат пищухи, суслики, мышевидные грызуны, птицы.

В отличие от других кошек, палласов кот не может похвастаться скоростью и мощью и в случае опасности старается скрыться в норе или среди камней. Не успев спрятаться, манул отчаянно и свирепо встречает врага, перевернувшись на спину и выпустив острые когти.

Стеллеров, или палласов, баклан

Phalacrocorax perspicillatus

В 1741 году знаменитый естествоиспытатель Георг Стеллер посетил Командорские острова, на которых встретил необычного баклана с кожистым ободком вокруг глаз. Позднее Петр Симон Паллас на основе дневников Стеллера дал научное описание ранее неизвестной птицы. Поэтому в литературе баклана называют то в честь первооткрывателя, то в честь первоописателя.

Иллюстрация Йозефа Вольфа

К сожалению, уже при жизни Палласа бакланов с Командорских островов, которые не умели летать, нещадно истребляли местные охотники и поселенцы. Поэтому к середине XIX столетия стеллеров баклан исчез с лица планеты. Мы никогда уже не узнаем особенности этих пернатых. Всё, что осталось от уникальных птиц, — шесть чучел из музейных собраний да описания и рисунки натуралистов, в частности Палласа.

Орлан-долгохвост

Haliaeetus leucoryphus

В англоязычной литературе одну из редких хищных птиц мира — орлана-долгохвоста — называют Pallas's Sea eagle (палласов морской орел). Этой птице присвоен статус уязвимого вида, она включена в Красный список МСОП.

В России такие орланы крайне редко встречаются: их можно увидеть на территории Тувы, Алтая, Бурятии и Забайкальского края. Большая часть популяции обитает в Индии, Китае и Монголии.

Орлан-долгохвост питается в основном рыбой. Порой в его меню входят гуси, яйца других птиц, ящерицы и лягушки. Для гнездовий пернатые хищники выбирают высокие деревья, на вершинах которых строят большое, до двух метров в диаметре, гнездо.

Палласов метеорит

В 1749 году кузнец Яков Медведев обнаружил между реками Убей и Сисим, примерно в 200 километрах от Красноярска, утес с выходом железной руды. Вскоре это место изучил горный мастер Иоганн Меттих и нашел железную глыбу, которая лежала на поверхности и не имела видимой связи с окружающими породами. Меттих подробно описал место находки, а находчивый крестьянин Медведев, видимо, решил, что негоже добру пропадать и с огромным трудом перевез глыбу к себе во двор, но так и не нашел ей применения.

В 1772 году во время путешествия по Сибири Палласу показали диковинку, лежавшую во дворе у местного мужика. Ученый сразу понял, что находка представляет огромную научную ценность и стал добиваться ее отправки в Петербург.

В 1777 году глыбу весом почти 40 пудов (около 700 кг) доставили в Кунсткамеру. В 1794-м физик Эрнест Хладни, тщательно изучив загадочный экспонат из Сибири, высказал идею о ее внеземном происхождении, тем самым положив начало метеоритики. Сейчас на месте находки Палласового метеорита воздвигнут памятник. Самый большой фрагмент метеорита весом более 514 кг находится в Минералогическом музее РАН в Москве.

Крымская сосна Палласа

Pinus nigra subsp. pallasiana

В конце XVIII века Паллас, будучи уже всемирно известным ученым, посетил Крым. Он тщательно обследовал полуостров, собрал внушительную коллекцию минералов и гербарий, описал множество видов растений, несколько видов птиц и рептилий. Исследователь обратил внимание и на необычную сосну, украшавшую берега и скалы полуострова. В его записях есть строки: «Среди хвойный и вечнозеленых деревьев в Крыму замечательна приморская сосна». Уже в XX веке, ботаник Дэвид Дон, дал этой сосне имя Палласа, тем самым отметив вклад последнего в изучение крымской флоры.

Палласова сосна — эндемичное растение, встречающиеся только в предгорьях Кавказа и Крыма. Она живет до 550 лет и достигает 35 метров высоту. Хвоя у растения темно-зеленая, слегка изогнутая, крупнее чем у сосны обыкновенной.

Пока крымская сосна молода, ее пушистые, тянущиеся к солнцу ветви, придают дереву пирамидальные очертания. Со временем нижние ветви отмирают, а верхние образуют что-то вроде зонтика. На открытых участках крона часто приобретает флагообразную форму и указывает направление господствующих ветров. Благодаря этим особенностям Палласову сосну часто используют в оформлении садов и парков. Кроме того, ее пыльца нашла применение в народной медицине и фармакологии.

Яблоня Палласа

Malus baccata / Malus pallasiana Juz.

В Восточной Сибири, Монголии, Китае и на Дальнем Востоке произрастает еще один вид, названный в честь великого ученого, — яблоня Палласа, или сибирская яблоня.

Это невысокое (до 10 метров) дерево с раскидистой кроной зацветает весной и преображает поймы рек, лесные опушки, сады и парки. Обилие белых цветков скрывает молодые нежно-зеленые листья, отчего кажется, что на деревья неожиданно выпал снег.

Яблочки, созревающие к осени, очень мелкие, кислые на вкус. Однако в них много витаминов, микроэлементов и эфирных масел. Из них делают варенье, сиропы, отвары для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Но, несмотря на полезные свойства яблочек, жители городов и сел зачастую не обращают на них должного внимания. Плоды засыхают, промерзают и висят долгое время. Зимой их с удовольствием едят свиристели, сороки и другие птицы, ищущие спасение от суровых морозов.

Водораздельная гора Палласа

В Забайкалье находится и одна из самых необычных географических достопримечательностей России, связанных с именем Палласа, — Водораздельная гора на Яблоновом хребте. Ее абсолютная высота — 1337 метров. Но не высотой и красотой она привлекает ученых и туристов, а тем, что здесь, на участке великого мирового водораздела, находится стык бассейнов крупнейших рек России — Амура, Лены и Енисея.

Поднявшись на вершину этой горы, вы одной ногой будете стоять в Амурском бассейне, а другой — в Ленском и Енисейском. Если посмотреть более глобально, то капля стекающая по восточному склону горы попадет в Тихий океан, а упавшие на западный склон капли окажутся в Байкале и Северном Ледовитом океане.

Иногда это место ошибочно называют истоком рек. На самом деле на горе берут начало маленькие речушки, воды которых попадают в великие потоки. Так, речка Грязнушка питает озеро Арахлей, связанное протокой с озером Шакша, откуда вода вытекает в реку Хилок, а затем в Селенгу, озеро Байкал, Ангару. Речушка Кадала впадает в озеро Иван. Через Холэ, Коду и Витим ее воды окажутся в Лене. Речка Кадалинка по другую сторону Яблонового хребта несет свои воды в озеро Кенон. Во время обильных осадков она соединяется с Ингодой — рекой Амурского бассейна.

Водораздельную гору Палласа можно смело отнести к географическим открытиям минувшего XX века. Причем совершил его, не отходя от карты, учитель географии из села Кусочи Тимур Жалсарайн.