Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Кто в моем зеркале? Страдающих лицевой слепотой может быть намного больше, чем 2%

А вы всегда узнаете знакомых с первого раза?

6 марта 2023
Кто в моем зеркале? Страдающих лицевой слепотой может быть намного больше, чем 2%
Источник:
Waldemar Sikora / Alamy

Большинству людей требуется меньше половины секунды, чтобы сопоставить все черты лица другого человека и узнать его. Но есть люди, которым это умение недоступно. Это расстройство называется прозопагнозией. Сегодня считается, что ей подвержены 2–2,5% людей в мире. Однако новое исследование Гарвардской медицинской школы показывает, что масштабы куда значительнее.

Что такое прозопагнозия?

Прозопагнозия — это явление, при котором человек упорно не узнает лица тех, с кем давно знаком, а лица посторонних людей, наоборот, могут казаться мучительно знакомыми. В некоторых случаях пациент не узнает даже себя в зеркале.

Ученые из Гарварда с коллегами протестировали более 3100 взрослых людей, и число поставленных диагнозов значительно отличалось при разных методах тестирования: от 0,64 до 5,42% и более.

Общепринятые сегодня диагностические стандарты, по словам ученых, довольно строгие, и они дали показатель около 1%. Но проблема в том, что некоторые из участников, которые по этим критериям были здоровы, в других тестах имели более тяжелые симптомы прозопагнозии.

«Большинство исследователей используют чрезмерно строгие диагностические критерии, и многим людям со значительными проблемами распознавания лиц ошибочно говорят, что у них нет прозопагнозии», — считает невролог Джозеф ДеГутис.

Джозеф ДеГутис

«Мы выявили 31 человека с серьезной формой и 72 с легкой. Если расширить это в процентах до уровня населения, то это 10 миллионов американцев с лицевой слепотой, миллионы из них в настоящее время остаются „за кадром“».

Выводы ученых говорят о том, что лицевая слепота распространена так же широко, как многие другие нарушения развития, например, аутизм и рассеянный склероз.

Авторы призывают ученых, работающих с прозопагнозией, ослабить параметры диагностики, чтобы больше людей могли получить помощь. Если их диагноз будет, наконец, установлен, они смогут обратиться за лечением, искать обходные пути и приемы, чтобы идентифицировать лица, смогут предупредить об этом коллег и родных — это уменьшит негативное воздействие на повседневную жизнь.

Также важно, по мнению исследователей, отныне использовать два «порога расстройства» — серьезные и легкие случаи. Учет легких форм может принести даже больше пользы для расширения ограниченных знаний о прозопагнозии и разработки когнитивных тренировок и лечения.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения