Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Мастер уделял тщательное внимание деталям своих картин, стремясь к достоверности

27 ноября 2023

Василий Суриков по праву считается выдающимся мастером исторического жанра. Именно благодаря его работам в сознании у многих сформировались образы событий и людей, влиявших на судьбу России. Судьба самого художника складывалась непросто, но Сурикову удавалось преодолевать ее крутые повороты.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Портрет Василия Сурикова кисти Ильи Репина. 1877 год

Источник:

Wikimedia Commons

Красноярский самородок

Василий Иванович Суриков появился на свет 24 января (по н. ст.) 1848 года в Красноярске. Его отец Иван Васильевич происходил из старинного казачьего рода, служил губернским регистратором. Мать будущего художника Прасковья Федоровна была потомственной казачкой. Она занималась вышивкой бисером, кружевоплетением, хорошо пела и обладала замечательным художественным вкусом, который стремилась передать детям. Семья Суриковых жила дружно, но в 1859 году глава семейства ушел из жизни, и Прасковья Федоровна, оставшись с двумя сыновьями и дочерью, вынуждена была сдавать комнаты и брать различные подработки, чтобы прокормить семью.

С 1858 года Василий учился в Красноярском уездном училище, где постигал азы живописи под руководством Николая Гребнева, о котором в дальнейшем Суриков вспоминал как об одном из самых лучших своих наставников. Гребнев, разглядев в ученике талант, опекал его и после того как тот окончил учебу и стал служить канцеляристом в Губернском управлении.

Одновременно со службой Суриков давал уроки рисования дочери енисейского губернатора Павла Замятнина. Тот обратил внимание на неординарные способности Василия Сурикова и направил ходатайство о его приеме в Императорскую Академию художеств. Приложенные работы Сурикова произвели впечатление на руководство Академии — красноярского художника согласились принять, но без назначения стипендии. Оплатить проживание талантливого земляка на время учебы вызвался купец-золотопромышленник Петр Кузнецов. Так, в конце 1868 года Суриков с обозом Кузнецова отправился покорять Санкт-Петербург.

Однако по прибытии в столицу выяснилось, что в Академию его не приняли. Сурикову пришлось несколько месяцев оттачивать свои навыки в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художеств, и только после этого он смог попасть в Академию в качестве вольнослушателя. Василий Суриков упорно трудился и всего за год освоил трехлетнюю академическую программу, — в 1870-м ему удалось стать полноправным учеником Академии. В том же году Суриков впервые участвовал в крупной выставке с работой «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870

Источник:

akg-images via Legion Media

Помимо занятий в классах, художник усердно занимался самообразованием, выполнял зарисовки на улицах, особое внимание уделял акварелям, которые составили значительную часть его творческого наследия. Но колоссальные нагрузки сказались на здоровье Сурикова. В 1873 году он ненадолго приехал в Красноярск, повидался с родными, немного подлечился и снова вернулся к учебе.

Среди его педагогов было много мастеров, но особое влияние на Василия Сурикова оказал Павел Чистяков, побуждавший учеников к творческому развитию и выходу за рамки старой академической школы. Прислушиваясь к Чистякову, Суриков написал свою первую историческую картину «Княжий суд», а затем работы на библейские темы: «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин». В процессе работы над полотнами художник изучал исторические источники и тщательно прорабатывал детали, стремясь к достоверности своих картин.

Василий Суриков. «Княжий суд». 1874

Василий Суриков. «Пир Валтасара». 1874

Василий Суриков. «Милосердный самарянин». 1874

1 из 3

Василий Суриков. «Княжий суд». 1874

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

Произведения Сурикова, созданные во время учебы в Академии, были отмечены наградами и получали лестные отзывы. В год выпуска (1875-й) Суриков был одним из главных претендентов на Большую золотую медаль Академии, которая давала право на заграничную командировку, но так и не получил ее за выпускную работу «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста».

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». 1875

Источник:

из собрания Третьяковской галереи

Московское вдохновение

Хотя Суриков остался без почетной награды, почитатели его таланта из числа профессоров Академии хлопотали о двухлетней заграничной командировке для художника и даже смогли добиться выделения средств на нее, но художник отказался от предложения. Вместо этого он в 1877 году перебрался в Москву, где принял участие в создании фресок для строившегося храма Христа Спасителя. За два года художник написал четыре фрески, посвященные Вселенским соборам. Эта работа помогла ему поправить финансовое положение.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Портрет жены художника, написанный Суриковым в 1888 году

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

В 1878-м живописец женился на Елизавете Шаре, которую встретил в Петербурге. Она обладала мягким покладистым характером и впоследствии подарила Сурикову двух дочерей. Молодожены поселились в маленькой квартире на Зубовском бульваре в Москве. Несмотря на тесноту, художник был счастлив — Москва с ее богатой историей вдохновляла Сурикова на творчество.

Именно тогда Василий Суриков принялся за создание полотна «Утро стрелецкой казни». «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», — вспоминал впоследствии художник.

В 1880 году Суриков слег с воспалением легких и всё лето вынужден был лечиться в Самарской губернии. Тем не менее в 1881 году картина была закончена и показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, после чего Суриков стал активным участником этого творческого объединения. Полотно «Утро стрелецкой казни» приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881

Источник:

Wikimedia Commons

Затем Василий Иванович начал писать картину «Меншиков в Берёзове». Идея взяться за нее родилась у художника спонтанно. «Я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу», — делился Суриков воспоминаниями с Максимилианом Волошиным в 1913 году. Именно благодаря заметкам поэта, сделанным во время этих бесед, до нас дошли многие факты из биографии Василия Сурикова.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883. Чтобы образ опального любимца Петра I получился достоверным, Суриков не только изучил бюст Меншикова работы Бартоломео Растрелли, но и нашел человека, похожего на него. Старшую дочь Меншикова Марию, сидящую на полу, художник писал с жены

Источник:

Wikimedia Commons

Публика увидела новое творение мастера на XI выставке передвижников в 1883 году. Третьяков тут же приобрел полотно. На вырученные деньги Суриков отправился с семьей в заграничную поездку — в Европе художник провел несколько месяцев, посетив за это время Париж, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию и Вену.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Римский карнавал». 1884. Эта акварель, передающая атмосферу уличного праздника, свидетелем которого стал художник в Италии, задумывалась как эскиз к будущей картине

Источник:

из собрания Третьяковской галереи

По возвращении в Москву Суриков взялся писать картину «Боярыня Морозова». Полотно было завершено в 1887 году и выставлялось на XV выставке передвижников, после чего пополнило коллекцию Павла Третьякова — меценат купил картину за 25 тысяч рублей.

«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще», — писал о «Боярыне Морозовой» критик Владимир Стасов.

Исцеление Сибирью

В 1887 году Василий Суриков вместе с женой и дочерями Ольгой и Еленой отправился в родной Красноярск навестить родных. Это путешествие, особенно обратная дорога, подорвало и без того хрупкое здоровье Елизаветы Суриковой, которой к тому же не удалось найти общий язык со свекровью. Вскоре после возвращения в Москву она слегла, а в апреле 1888 года скончалась от порока сердца. «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал потрясенный Суриков своему брату.

Художник очень тяжело переживал смерть жены. Суриков впал в депрессию, перестал интересоваться искусством. В 1889 году в поисках утешения он вместе с дочерями уехал в Красноярск. Родная земля и поддержка родственников вернули его к творческой жизни — с подачи брата Александра Василий Суриков начал работать над картиной «Взятие снежного городка», которую закончил уже в Москве в 1891 году. Поездка буквально исцелила Сурикова. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — сказал он в разговоре с Волошиным много лет спустя.

Художник с сибирской силой духа: как Василий Суриков стал корифеем исторической живописи

Василий Суриков. «Взятие снежного городка». 1891

Источник:

Legion Media

Будучи на родине Суриков задумал написать новое большое историческое полотно. Работа над ним растянулась на несколько лет, которые художник потратил на поиски натуры и зарисовке. Только в 1895 году Василий Суриков, ставший к тому времени действительным членом Академии художеств, представил на суд публики картину «Покорение Сибири Ермаком». Для него, потомка казаков, в ней было много личного.

В 1899 году Суриков написал картину «Переход Суворова через Альпы». Пейзажные зарисовки для нее он делал с натуры во время поездки в Швейцарию в 1897-м. Полотно, изображающее драматический эпизод из жизни прославленного полководца, приобрел император Николай II. Следом художник взялся за еще одно давно задуманное полотно — картина «Степан Разин» была закончена в 1906 году.

Вскоре Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок, полагая, что оно исчерпало себя, и вступил в Союз русских художников. Под эгидой этого объединения он демонстрировал несколько своих поздних работ, включая «Посещение царевной женского монастыря», «Благовещение» и другие. Неоконченной осталась картина «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами», эскизы к которой Суриков делал в 1915 году.

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Название Сибирь носил город Искер — столица Сибирского ханства, завоеванная Ермаком в 1582 году, так что картина демонстрирует покорение Сибири как в широком, так и в узком смысле

Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899

Василий Суриков. «Степан Разин». 1906

Василий Суриков. «Посещение царевной женского монастыря». 1912. Для этой картины позировала внучка художника Наталья Кончаловская

Эскиз к картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»

1 из 6

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Название Сибирь носил город Искер — столица Сибирского ханства, завоеванная Ермаком в 1582 году, так что картина демонстрирует покорение Сибири как в широком, так и в узком смысле

Источник:

Wikimedia Commons

В ночь на 19 марта (по н. ст.) 1916 года мастер русской исторической живописи Василий Суриков скончался в московской гостинице «Дрезден» от обострившейся болезни сердца. Его похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.

Работы художника сегодня хранятся в музеях по всей России, а большинство самых известных полотен представлены в коллекции Третьяковской галереи в Москве. На родине мастера, в Красноярске, работает Музей-усадьба Василия Сурикова. Имя мастера исторической живописи носят Московский художественный институт, улицы во многих городах России и за ее пределами и даже кратер на Меркурии.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения