Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси

Сегодня работы художника хранятся почти в сотне музеев по всему миру и в собраниях частных коллекционеров

3 октября 2023Обсудить

Услышав слово «маринист», мы первым делом вспоминаем полотна Ивана Айвазовского. В этом нет ничего удивительного: родившийся в Крыму художник прославился, когда ему не было и 30 лет, а за всю жизнь написал свыше 6000 картин, значительную часть которых составляют именно марины. Такое солидное наследие он смог оставить благодаря хорошей памяти и удивительной работоспособности.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Дмитрий Болотов. Портрет Ивана Айвазовского. 1876
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Академик из Феодосии

29 июля (по н. ст.) 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна родился сын. Мальчик, названный при рождении Ованесом, впоследствии сменил имя и прославился как Иван Айвазовский.

Художественные и музыкальные способности Ованес проявил рано: в восемь лет мальчик нарисовал на стене парусник кусочком угля; примерно в этом же возрасте он самостоятельно освоил игру на скрипке. Поступить в гимназию в Симферополе 13-летнему Ованесу помог ставший его первым покровителем Александр Казначеев — градоначальник Феодосии. Вскоре о талантливом подростке заговорили по всему городу, и на него обратила внимание Наталья Нарышкина — супруга тогдашнего таврического губернатора Дмитрия Нарышкина. Благодаря ее протекции Айвазовского приняли в Императорскую академию художеств.

В Петербург юноша приехал в 1833 году, а уже в 1837-м окончил Академию на два года раньше срока, удостоившись Большой золотой медали. Тогда же было решено отправить талантливого выпускника путешествовать по Европе, куда он отправился в 1840-м, проведя сперва два сезона в Крыму.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Берег моря ночью. У маяка». 1837
Источник:
Wikimedia Commons

К 1844 году Айвазовский успел побывать в Италии, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, Франции, Португалии и Испании. При этом он много работал — писал марины, пейзажи, портреты и картины на религиозную тему. Так, полотно «Хаос. Сотворение мира», на котором художник изобразил свою любимую стихию, захотел купить Папа Римский Григорий XVI, но художник отказался от денег и просто передал картину понтифику.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Хаос. Сотворение мира». 1841. «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!» — сказал об этой картине Николай Гоголь, с которым Айвазовский познакомился в Италии
Источник:
Wikimedia Commons

За время странствий Айвазовский превратился в известного художника, был удостоен ряда наград и смог поправить свое материальное положение. В 26 лет он стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре — парижская публика по достоинству оценила его работы «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Неаполитанский залив в лунную ночь». 1842. У художника есть несколько картин с таким сюжетом, точно не известно, какая из них была выставлена в Лувре
Источник:
Wikimedia Commons

Кстати, во время путешествий по Европе Айвазовский едва не погиб во время бури: в Бискайском заливе судно, на котором путешествовал художник, угодило в сильнейший шторм. До его прибытия в порт газеты успели напечатать некролог Айвазовского. Считается, что воспоминания об этом происшествии нашли отражение на картине «Девятый вал».

В 1844 году (опять на два года раньше срока) Иван Айвазовский вернулся в Россию. Вскоре он был удостоен звания академика Императорской академии художеств и назначен живописцем Главного морского штаба. В 1845-м художник обосновался в родной Феодосии, где вскоре построил просторный дом — ныне в нем располагается городская картинная галерея, которая носит имя Ивана Айвазовского.

В Феодосии Айвазовский не только активно работал, но и живо интересовался делами города. Благодаря его содействию в Феодосии провели водопровод, соорудили торговый порт и открыли несколько музеев. Айвазовский был одним из организаторов городской публичной библиотеки и попечителем двух гимназий. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — писал меценату Павлу Третьякову художник, ставший первым почетным гражданином родного города.

НАШЕ ВСЁ
Художник и поэт

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси

Картина «Прощание Пушкина с морем» стала иллюстрацией к его стихотворению «К морю» (Прощай, свободная стихия!..)

Источник:

Wikimedia Commons

Иван Айвазовский был большим поклонником творчества Александра Пушкина, а за год до смерти поэта, в 1836-м, 19-летний художник познакомился с кумиром на выставке Академии художеств.

«Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: „Облака с Ораниенбаумского берега моря“ и другая, „Группа чухонцев на берегу Финского залива“. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна», — писал Айвазовский об этой встрече своему другу Николаю Кузьмину.

Впоследствии художник неоднократно изображал великого поэта на берегу моря. При этом самую известную картину этого цикла («Прощание Пушкина с морем», 1877), на которой Александр Сергеевич изображен на скалистом берегу во время шторма, Айвазовский написал в соавторстве с Ильей Репиным. Кисти последнего принадлежит собственно изображение поэта. «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — вспоминал Репин.

«Море — это моя жизнь»

Создать несколько тысяч полотен Айвазовский смог благодаря удивительной работоспособности и поражавшим современников темпам работы — на одну картину средних размеров он мог потратить лишь несколько часов. Этот навык художник не утратил и в старости: в 1898 году 81-летний Иван Айвазовский за 10 дней написал картину «Среди волн» на холсте размером 285 x 429 сантиметров.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Среди волн». 1898. Как отмечают искусствоведы, привычка художника писать «в один прием» среди прочего способствовала хорошей сохранности полотен
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Примерно две трети работ Айвазовского посвящены морю во всех его проявлениях: художник изображал штормы и штили, закаты и рассветы, морские парады и сцены ожесточенных сражений. «Море — это моя жизнь», — утверждал он. При этом, имея фотографическую память, Айвазовский предпочитал работать в студии, что, вероятно, и породило популярный миф, будто бы он никогда не видел моря.

«Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину… Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь», — отмечал художник в автобиографии.

Искусствовед и художник Николай Барсамов, долгие годы занимавший пост директора Феодосийской картинной галереи, писал, что заложенное в работах Айвазовского восхищение величием и красотой природы передается зрителю, вызывая в нем те же эмоции, какими был охвачен художник во время работы.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси

Иван Айвазовский. «Черное море». 1881

Источник:
Wikimedia Commons

Отдельного упоминания заслуживает умение художника создавать эффект прозрачности морской воды. Барсамов писал, что Айвазовский достигал его «не цветовыми контрастами, а исключительно отношением тонов». «Иногда, чтобы подчеркнуть этот эффект, Айвазовский прибегал к чрезмерному сгущению тоновых отношений, усиливая сверх меры глубину теней в месте излома волны. В таких случаях повышение прозрачности волны шло за счет нарушения реальности общего впечатления», — добавлял искусствовед.

СПУТНИЦЫ ЖИЗНИ
Юлия и Анна

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси

Иван Айвазовский. Портрет Анны Бурназян-Саркисовой. 1882

Источник:

Wikimedia Commons

Иван Айвазовский был женат дважды. В 1848 году он сочетался браком с Юлией Гревс — дочерью британского врача, работавшей гувернанткой в семье знакомых художника. У них родились четыре дочери, но счастливой супружеская жизнь Айвазовского не была. Биографы художника ранее винили в этом скучавшую по столичной жизни Юлию, отмечая ее легкомысленный нрав, но, в архивах сохранилась жалоба жены художника на семейное насилие, направленная самому императору Александру II. До самодержца она не дошла — конфликт улаживали жандармское начальство и одесский губернатор. С 1870 года Юлия Гревс с дочерями жила отдельно, а в 1877-м супруги развелись.

В 1882 году Айвазовский, которому было уже 65 лет, женился на 25-летней вдове Анне Саркисовой, которую впервые увидел на похоронах ее мужа. Этот брак считается вполне благополучным, но детей у пары не было — свою фамилию и титул художник в конце жизни передал одному из внуков, получив разрешение императора Николая II на формальное усыновление.

Путешественник-домосед

При всей любви к Феодосии Айвазовский часто путешествовал. Он неоднократно бывал в Стамбуле — художник считал его самым красивым городом в мире и много раз писал виды Босфора. Он был знаком с двумя турецкими султанами, которые высоко ценили талант Айвазовского.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Лунная ночь в Константинополе». 1862
Источник:
Wikimedia Commons

После начала Крымской войны художник находился в Севастополе, где стал свидетелем ожесточенных боев и даже провел в осажденном городе выставку своих работ, имевшую большой успех. Главной его работой стало панорамное полотно «Осада Севастополя» (1854). Айвазовский покинул город только по настоянию адмирала Корнилова, который считал, что художник не должен подвергать свою жизнь такому риску.

Побывал Айвазовский и в Египте — в составе официальной делегации он был приглашен на торжественное открытие Суэцкого канала в 1869 году. После этой поездки он написал несколько картин. Вместе со второй женой Анной художник путешествовал по Греции, где запечатлел вид на Афинский Акрополь.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Великая Пирамида в Гизе». 1871
Источник:
Wikimedia Commons

Свое последнее большое путешествие Иван Айвазовский предпринял в 1892 году — вместе с женой 75-летний художник отправился в США. Айвазовский побывал в Нью-Йорке, Бостоне, Вашингтоне и Сан-Франциско. В Америке художник создал около 20 картин. На нескольких из них Айвазовский изобразил сцены из экспедиции Христофора Колумба, а самой известной работой этого периода считается картина «Ниагарский водопад». Две картины художник передал в дар Галерее искусств Коркоран в знак благодарности за гуманитарную помощь из США, отправленную в Российскую империю во время голода 1891–1892 гг.

«Море — это моя жизнь»: как Иван Айвазовский стал маринистом всея Руси
Иван Айвазовский. «Ниагарский водопад». 1893
Источник:
Wikimedia Commons

На пути из Нового Света Айвазовский снова попал в сильный шторм, но любимая им стихия смилостивилась и в этот раз. Художник прожил еще семь лет — Иван Айвазовский скончался во сне 2 мая 1900 года от кровоизлияния в мозг. Последняя картина 82-летнего художника («Взрыв корабля») осталась неоконченной. «Рожденный смертным, он оставил о себе бессмертную память», — гласит надпись на древнеармянском языке, выбитая на одной из граней саркофага, установленного над могилой Айвазовского.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения