Кабан был в расцвете сил: какую историю рассказала находка археологов из Великого Новгорода?

Амулету около девяти веков, установили ученые

4 декабря 2023Обсудить

МГУ

На раскопках в Великом Новгороде археологи обнаружили уникальную находку — их впечатлил амулет из крупного клыка кабана. Да не простой, а с острием, закрытым металлической оправой с орнаментами. Теперь исследователи его внимательно изучили, и им есть что рассказать.

Как удалось установить археологам, возраст амулета — примерно 900 лет. Его датировали второй половиной XII — началом XIII века, рассказали в МГУ. А оценив место, где его обнаружили, ученые пришли к выводу, что необычный клык определенно принадлежал состоятельному владельцу.

Археологи впечатлились не только внешним видом и сакральным значением амулета, но и его размерами — судя по ним, кабану было не меньше восьми лет, когда зуб удалили. К этому возрасту звери достигают своего максимального физического развития, становятся здоровенными, крепкими и увесистыми. Использование зубов животных в амулетах само по себе было не редкостью в средневековом Новгороде, но клык таких размеров археологи встретили впервые.

По словам ученых, таким амулетам приписывали магические способности: считалось, например, что сила и ловкость покоренного зверя переходит тому, кто его поразил. Если говорить о владельце именно этого амулета, то исследователи считают, что он поразил матерого секача либо на охоте, либо в единоборстве. И, скорее всего, именно из-за габаритов кабана средневековый богатырь не просто забрал клык со своей добычи, но и заказал у ювелира оправу с гравировкой.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.hist.msu.ru/departments/8827/people/teachers/17682/">Наталья Ениосова</a></p>

«Вероятно, загнутое острое окончание клыка было оттиснуто в формовочной массе с обеих сторон; для создания внутренней полости использовали деревянный или глиняный сердечник».

«Верхняя широкая часть оправы обрамлена рубчатой проволокой, припаянной на гладкую основу уже после помещения клыка в оправу для более плотного примыкания металла к поверхности клыка, — описывает артефакт Наталья Ениосова. — Потом на готовое изделие была нанесена гравировка, причем гравированный орнамент на мягкой оловянной основе зафиксирован в новгородских материалах впервые».

Ранее в могилах маленьких детей в Старой Ладоге обнаружили детские бубенчики и амулеты из костей медведя.