Закопали очень аккуратно: под Смоленском нашли погребальный кувшин с прахом 40-летнего мужчины

Археологи сделали в Гнёздово редчайшую находку

27 сентября 2022Обсудить
канал «Гнёздово Project» на платформе «Дзен»

Археологи, работающие на раскопках в музее-заповеднике Гнёздово в Смоленской области, нашли в одном из курганов X века древний высокий горшок с орнаментом по краю. Он оказался не посудой, а погребальной урной, в которой, помимо праха, обнаружили и кости. Специалисты определили, что это захоронение мужчины старше 40 лет, и его ДНК еще возможно изучить по останкам.

«Гнёздово» под Смоленском — комплекс археологических памятников Киевской Руси по обе стороны от Днепра. Помимо руин древнего (изначального) Смоленска и других городищ, он включает крупнейший в средневековой Европе, а возможно — и в мире, некрополь «эпохи викингов» (VIII–XI века).

Там была найдена древнейшая русская надпись на кириллице начала Х века и сообщалось о пяти тысячах курганов на начало прошлого века. На данный момент сохранилось около 1700. Ученые продолжают исследовать их, и до сих пор находили фрагменты артефактов.

По неизвестным причинам после 950 года некрополь с многочисленными насыпями был разрушен жителями древнего Смоленска — на них воздвигали хозяйственные постройки, мастерские и даже усадьбы.

Погребения дошли до нас только частично. Найденный лепной сосуд, по словам археологов, уникален тем, что он полностью цел снаружи, и все его содержимое также сохранилось нетронутым.

Василий Новиков

«Нам очень повезло, что его закопали так аккуратно и никаким образом не поломали и не тронули. Вся кремация, которую вместили, не была потревожена. Очень часто горшок встречается разбитым, а здесь все, что было, то и положили».

Эксперты отнесли горшок к раннеславянской роменской культуре, которая процветала на левом берегу Днепра в VIII–X веках. Датирован он пока относительно широким периодом — всем Х столетием. Однако, благодаря сохранности, даты будет просто уточнить современными методами исследования.

Внутри горшка находились кремированные человеческие останки — прах и кости со следами термического воздействия. Однако, так как эти «ожоги» неравномерны, осталась возможность исследовать ДНК. В лаборатории Института археологии РАН уже удалось установить, что останки принадлежат мужчине старше сорока лет.

Необычным, по словам авторов открытия, было и место находки: в круглой яме на всходе полуразрушенного кургана между двумя небольшими рвами. На дне углубления под горшком был также оставлен гребень, а в самом сосуде под прахом — стрела. Ранее ученые не сталкивались с такими обычаями в местных курганах и надеются выяснить причины характера погребения, когда продолжатся раскопки вокруг участка.