Голубой шарик: взгляните на самое известное фото Земли, которому исполнилось 50 лет

Снимок 1972 года перевернул представления людей о планете, на которой они живут

7 декабря 2022
NASA

Пятьдесят лет — ничтожный срок по космическим меркам и целая человеческая жизнь. За это время на Земле распались одни государства и были основаны другие, появились новые болезни, были сделаны тысячи полезных изобретений, а жизнь теперь невозможно представить без интернета. Но по-прежнему у людей горят глаза при мысли о покорении других планет: в ближайших планах, как и полвека назад, Луна и Марс.

Самый тиражируемый снимок в истории был сделан 7 декабря 1972 года астронавтами миссии «Аполлон-17» — на данный момент это последний пилотируемый полет к Луне.

Тогда впервые удалось запечатлеть Землю полностью, не закрытую тенью Луны. Для такой фотографии нужно тщательно рассчитать освещение, а это непросто сделать во время движения по орбите. Солнце должно полностью освещать Землю, и астронавтам удалось поймать такой момент.

На фото уместился Африканский континент, видны Аравийский полуостров и Мадагаскар, ледяная шапка Антарктиды, Индийский и Атлантический океаны.

Астронавт миссии «Аполлон-17» Харрисон Шмитт рядом с огромным лунным валуном.

Сейчас сложно представить, как фотография Blue marble (дословно — голубой шарик) изменила представления людей о Земле. Ранее планету всегда представляли стиснутой искусственными линиями параллелей и меридианов, а политическая карта сразу напоминала о борьбе сверхдержав, вызывала ассоциации с ядерной угрозой и мировой войной. Фото «Аполлона-17» впервые показало Землю без границ, одиноким голубым шаром посреди пугающего космоса.

Интересно, что в момент снимка Земля «повернулась» к фотографу именно Африкой. Картографы Нового времени склонны были несколько занижать размеры всех частей света, кроме Европы, но фото из космоса исправило это недоразумение, показав настоящие размеры Черного континента.

За пятьдесят лет технологии шагнули вперед, и теперь мы можем в деталях увидеть, как выглядят из космоса, например, Челябинск и Владивосток. Попробуйте угадать российские города в нашей подборке из 25 космических снимков.