Динозавры с улицы Ленина: история одного палеонтологического открытия

Нет ничего лучше динозавров, по крайней мере, в Благовещенске

19 сентября 2022

В конце мелового периода тьма утконосых гадрозавров бродила по этим местам. Были олоротитаны с роскошными гребнями, были керберозавры с черепами гладкими, как коленка. Теперь их остовы лежат в слоях глины. Над ними растет трава, ездят машины, стоят дома. Весь Благовещенск располагается на костях динозавров.

Гадрозавроиды
Pavel.Riha.CB (CC BY-SA 3.0) / Wikimedia Commons

Гений амурской палеонтологии Юрий Болотский поднимает тост за здравие динозавров. Он решительно не похож на палеонтолога. У него усы, громкие шутки и казацкая удаль. Он мог бы без грима сыграть полковника Тараса Бульбу. Он тоже любит крепкие слова и горячительные напитки, а запахом табака пропитался насквозь. Кажется, и кости в его лаборатории пахнут сигаретами. «А вы хотели, чтобы я был в цилиндре и фраке? А я вот такой», — смеется Болотский в густые усы.

Его кабинет мало напоминает палеонтологическую лабораторию. Чего здесь только нет! По стенам развешаны черепа лосей и кабанов, добытых Болотским. С оленьего рога свисает настоящий автомат, в ящике стола лежит исправный револьвер. Подоконник заставлен касками, а игрушечные динозавры выстроились вперемежку с гильзами. На книжном стеллаже шеренга пузатых самоваров. «Я, как ежик, все собираю и тащу к себе в норку», — говорит Болотский.

В камине перемигиваются угли. На решетке жарится порубленный топором сом. Пожалуй, это самый странный палеонтологический кабинет на планете. Болотский говорит, что внешность должна соответствовать внутреннему миру. Его внутренний мир поражает широтой, а судьба — странными поворотами.

«Родился я в громадной яме, в Железногорске недалеко от Курска. Там карьерами добывают железную руду. Нас, школьников, сгоняли собирать картошку недалеко от карьера», — рассказывает он. По картофельным полям шла транспортная лента для вывоза пустой породы. С ленты нередко падали вниз куски юрских глин.

Вместо сбора картошки мальчишки часами носились по полю, дрались на мечах из конопляных стеблей. «Помню: лежит на поле метр на метр глыба глины, вся в трещинах. Выветрелая, расслоенная, прямо как книга. Я конопляную палку засунул в щель, перевернул, а там огромный перламутровый аммонит, мокрый и блестит всеми цветами радуги. Раковина была раздавленная, никак не взять. Тогда-то искра в голову и залетела, захотел стать палеонтологом», — вспоминает Болотский.

Он раздобыл фотографию американского палеонтолога Марша, смотрел на бородатого, с ружьем, ученого и мечтал: «Вот так надо провести жизнь».

В пятом классе он написал сочинение «Люди моей будущей профессии» — про палеонтолога Юрия Орлова. Ничего, кроме имени Орлова, он не знал, всю биографию ему сочинил, приписал открытие мамонтов и динозавров. «Но свои пять очков получил», — улыбается Болотский.

Свистулька в форме амурского гадрозавра из лаборатории Ю. Л. Болотского
А. Е. Нелихова из книги Антона Нелихова «Динозавры России»

Где учат на палеонтологов, он так и не узнал, и решил поступить на биофак МГУ, учиться на ихтиолога. Рыбами он увлекался не меньше, чем динозаврами, весь дом заставил аквариумами. Но экзамен в МГУ завалил. Ему посоветовали отучиться в каком-нибудь провинциальном вузе, а затем идти в аспирантуру МГУ. Болотский выбрал институт в Калининграде с факультетом «Ихтиология и рыбоводство».

До экзаменов в Калининграде оставался еще месяц, и Болотский отправился из Москвы к тетке в Ярославль. Она оказалась в отъезде, племянника встретил ее муж.

«Дядя был любителем выпить. А тут повод: приехал любимый племянник, как удержаться? Начали отмечать встречу. Хорошо отмечали, даже антенну с дома пропили. По русскому обычаю, двое — не компания, и к нам через забор перелез сосед, студент местного пединститута, он птицами занимался. Как услышал, что я увлекаюсь палеонтологией, стал убеждать поступать к ним, потому что на кафедре физической географии в Ярославле было целых три палеонтолога».

Болотский подал документы в Ярославский пединститут и стал учиться на преподавателя биологии и географии. «Учился хорошо, но был морально неустойчив», — вспоминает он. В институте его прозвали «царем». Его не раз пытались отчислить то за драку, то за хулиганство, но вступались педагоги и бабушки-вахтеры, которые души в нем не чаяли. После одного скандала вахтерши пришли в деканат и пообещали разом уволиться, если их любимца отчислят.

По совету преподавателя Болотский каждую весну отправлялся в село Тихвинское, где Волга размывает берег с конкрециями триасового возраста, собирал кости древних амфибий.

За четыре года Болотский добыл в Тихвинском две сотни образцов, в том числе двадцать целых черепов, написал по ним дипломную работу, а коллекцию передал в Палеонтологический институт. Во время визитов в Москву он встречался с Рождественским, который между делом рассказал, что в Благовещенске на Дальнем Востоке есть местонахождение динозавров.

В 1980 году учеба подошла к концу, наступило время распределения. В тот год институту предложили на выбор десять школ в Амурской области. Для Болотского это выглядело как знак судьбы.

Он отправился в глухое село Угловое, вел уроки биологии, географии, сельхозтруда и, к ужасу школьного директора, выкорчевал клумбы с цветами и засадил их картошкой. Дети его обожали, с коллегами-учителями отношения не задались.

В школе он продержался полтора года, затем уволился, перебрался в Благовещенск и поступил в аспирантуру Дальневосточного научного центра РАН.

«Замдиректора у нас был большой каламбурщик. Говорит: ну ты Юра, вот и занимайся юрой». Болотскому дали для изучения аммонитов, но он хотел заниматься динозаврами и быстро выяснил, где находили их кости. Оказалось, недалеко: в пяти автобусных остановках от центра города, чуть вверх по сопке от центральной улицы — Ленина.

Остатки приамурских динозавров еще в конце XIX века нашли казаки. Окаменелые кости валялись на китайском берегу Амура верстах в шестидесяти ниже Благовещенска. Казаки делали из них якоря для лодок, а в 1893–1895 годах множество костей продали мещанину Сафонову «неизвестно для какой цели».

В 1902 году по Амуру проезжал полковник Генштаба М. М. Манакин. Он заехал на место находки и увидел на берегу целый «скелет допотопного животного». По его словам, вокруг костей угадывались желтоватые «как бы очертания» давно истлевшего мяса.

Посмотреть на скелет отправился краевед и археолог Г. Ф. Белоусов. Скелета он не нашел, а кости залегали в конгломерате на берегу на протяжении двухсот метров. Все они были разрозненными, преимущественно черного цвета и очень хрупкими. Белоусов посчитал, что они принадлежат животному более древнему, чем мамонт.

Полноценных раскопок никто не ставил, хотя заметку дальневосточной газеты о «скелете ископаемого животного» перепечатали в солидном геологическом альманахе.

Десять лет спустя, в 1915 году, петербургский палеоботаник А. Н. Криштофович привез с Амура обломок кости. А. Н. Рябинин определил, что она от динозавра, и предложил отправить на место находки работавшего неподалеку геолога. Тот подтвердил: костей много.

Амурозавр Рябинина (Amurosaurus riabinini), реконструкция внешнего вида
Debivort (CC BY-SA 3.0) / Wikimedia Commons

Следующим летом Геологический комитет организовал раскопки на правом, китайском берегу Амура в местонахождении, которое получило название Белые Кручи. За десять дней экспедиция собрала солидный материал. Раскопки продолжились в 1917 году. Добычу мерили в пудах. Всего добыли 65 пудов, то есть тысячу килограммов костей.

Революция и Гражданская вой на прекратили столь удачное начинание. В 1925 году в Белых Кручах искал кости директор Хабаровского музея, выдающийся путешественник и писатель В. К. Арсеньев. Несколько ящиков с костями Владимир Клавдиевич вроде бы отправил в Хабаровск, но их дальнейшая судьба неизвестна. С тех пор отечественные специалисты на китайском берегу не работали, а полвека спустя раскопки возобновили китайские палеонтологи.

На российской стороне Амура первые кости динозавров нашли только в 1946 году. Позвонок размером с дыню принес в Амурский краеведческий музей сотрудник благовещенского комхоза. В музее предположили, что он принадлежал динозавру. Место находки осталось неизвестным.

В те же годы на высоком склоне сопки на окраине Благовещенска стали добывать щебень, чтобы засыпать окрестные болота, ручьи и промоины. В 1949 году в карьер наведался пионер Игорь Бастрыкин, подобрал несколько окаменелых костей, отдал отцу, тот принес их в краеведческий музей. Сотрудники отправились в карьер и собрали еще 25 килограммов костей, одна из них — полуметровая. О находках сообщили в Палеонтологический институт.

Спустя два года в Приамурье прибыла небольшая, из трех человек, экспедиция под началом Рождественского. В отчете он записал, что это была первая экспедиция палеонтологов в «никем еще не изученную» Амурскую область.

С погодой не повезло. Был август, шли затяжные муссонные дожди, иногда с неба лило стеной, без остановки трое суток подряд. Экспедиция проплыла по Амуру в поисках местонахождений, осмотрела карьер в Благовещенске. На Амуре вообще ничего не нашли, кроме пары окаменелых бревен, а в карьере кости собрать не смогли, они все раскисли от дождей. Рождественский писал в отчете, что вода впитывается в эти трещиноватые кости, как в губку. К тому же не было ни фрагментов черепов, ни сочлененных остатков.

Рождественский решил, что изначальное местонахождение остатков было размыто и разрушено, а остатки перезахоронены. И привычный приговор: местонахождение «малоперспективно», и вообще «на территории Амурской области пока нет местонахождений ископаемых позвоночных, заслуживающих палеонтологических раскопок».

Слепок скелета амурозавра, Брюссель
MWAK / Wikimedia Commons

Спустя двадцать лет случилось наводнение. В 1972 году после мощных дождей притоки Амура вышли из берегов, затопили поля и деревни. Некоторые села полностью ушли под воду. Для строительства дамб стали спешно в больших объемах добывать песок, глину и землю. Несколько тракторов чуть не круглые сутки рыли карьер, где побывал Рождественский. Ножи тракторов постоянно выворачивали из глины громадные кости, они ломались, разваливались.

Когда реки вернулись в берега, администрация города поставила возле карьера пост охраны, чтобы никто не воровал кости, и отправила телеграмму в Москву: найдены очень большие ископаемые кости. В ответ пришло письмо: благодарим за сообщение, но местонахождение уже давно известно и ценности не представляет. Пост охраны упразднили.

В 1970-х годах на карьер наведывались экскурсии местного пединститута и собирали обломки костей. Их никак не обрабатывали, и кости в коллекции постепенно рассыпались в труху.

Летом 1981 года на заброшенный карьер поехал Болотский. От конечной остановки он поднялся по склону сопки вверх и, еще не дойдя до места, заметил первую кость. «Посреди тропинки, прямо поперек, лежала большая белая кость, вся разбитая трещинами, а вокруг ее обломки», — вспоминает Болотский.

В последующие дни он еще несколько раз ездил за костями, нашел хвостовой позвонок, фрагмент челюсти с зубами. Рассказал о находке местным геологам, но они отмахнулись: местонахождение — давно известная ерунда, коренное захоронение динозавров разрушилось совсем недавно, в четвертичное время, и кости были перезахоронены в современной глине. «Ничего толкового там нет», — говорили геологи.

Поверить в ценность местонахождения им мешала традиция. В Приамурье мезозойские породы в основном представлены плотными и твердыми, как железо, песчаниками. А тут кости в обычных глинах. «Геологи вздыхали: ну какой это мел? Мел — это когда зубилом и кувалдой не разобьешь, а тут глина, ничего интересного в ней быть не может», — рассказывает Болотский.

Он отправился в Москву, но результат оставался прежним: никто не верил в ценность местонахождения. «Над Благовещенском витал приговор Рождественского», — вздыхает Болотский.

И тогда он решил разрабатывать местонахождение своими силами. Кости залегали в глине, и было их превеликое множество. «Даже искать не надо. Сами перли: позвонки, конечности, черепные куски хорошей сохранности», — говорит Болотский. Но в основном в глине залегал сплошной костяной бурелом, все разломанное и перемешанное. Каждый квадратный метр расчистки вскрывал двадцать–тридцать костей. Например, бедро, сплошь переложенное ребрами.

Болотский забросил аммонитов, перешел на работу в Амурский комплексный научно-исследовательский институт и начал многолетние раскопки: «Вообще, я думал, что за пару месяцев справлюсь, а оказалось — жизни не хватит».

В карьер он приезжал с большой армейской палаткой, растягивал ее над местом раскопки и привлекал к работе местную детвору. В награду разрешал жечь костры, варить в котелках кашу. «Это были совершенно несчастные дети, никто из них ни разу в палатке не жил», — рассказывает Болотский. По вечерам за лучшую находку он выдавал банку сгущенки, которую в те времена нельзя было купить в магазине. Академические учреждения получали сгущенку по квоте.

Дети искали зубы и мелкие кости. Болотский объяснял, что камень, похожий на кость, надо лизнуть: остатки динозавров прилипнут к языку. Кости шли сотнями. «Море конечностей! Легионы позвонков!» — восхищается Болотский.

Иногда мешала погода. От дождей кости размокали, на ощупь становились как мокрый хлеб и сминались в руках, можно было пальцем проткнуть насквозь какую-нибудь бедренную кость. Болотский просушивал их на раскопе паяльной лампой.

Находки он приносил в актовый зал института, раскладывал на сцене. Директор обещал, что это временное решение, и скоро он выделит под находки отдельное помещение. Месяцы шли, помещения не давали. Наконец Болотский просто отгородил фанерой сцену от зала и устроил препараторскую. С тех пор он в шутку называет себя работником сцены.

Реконструкция скелета амурозавра
Pascal Godefroit, Yuri L. Bolotsky, and Jimmy Van Itterbeeck (CC BY 2.0) / Wikimedia Commons

Через пару лет раскопок подоспела неприятность. На сопке решили строить гаражи. Болотскому с трудом удалось отстоять место раскопок, но часть местонахождения все же ушла под гаражное строительство. Чтобы никто не покушался на раскоп, Болотский окружил его бетонным забором, поставил железные ворота. Их немедленно украли, но бросили неподалеку: видимо, не смогли дотащить такую тяжесть до пункта приема металла.

С годами Болотский построил на раскопе сарай и дом, который выглядит как салун Дикого Запада, здесь есть даже барная стойка. Для охраны нанял сторожей и завел собак.

За десять лет раскопки охватили двести квадратных метров. «Это только первые проценты местонахождения», — признается Болотский. Местонахождение огромно. Болотский пробил керны за километр от основного раскопа и на глубине шести–восьми метров каждый керн втыкался в кость.

Границы Благовещенского местонахождения попросту неизвестны. Оно может охватывать десяток или сотню квадратных километров и быть переполненным костями. По словам палеонтолога Е. Н. Курочкина, костей здесь больше, чем в бедлендах США и в пустыне Гоби. Уникальное место.

Рождественский и местные геологи ошибались. Кости здесь в коренном захоронении, и далеко не все они разрозненные. Есть и черепа, и сочлененные остатки.

Нижняя челюсть голотипа, Amurosaurus riabininini

Больше всего Болотскому запомнилась челюсть гадрозавра с полной зубной батареей. В Благовещенске она одна, хотя челюстей с отломленными батареями — десятки. Ее нашла супруга Болотского и, когда заметила, с удивлением воскликнула: «Надо же, это волосатая кость…» Зубы в батарее в самом деле выглядели как волосы. Скорее всего, к челюсти когда-то прилагался весь череп, но его разрушил ковш карьерного экскаватора, а потом эрозия.

Был и полный скелет, вскрытый бульдозерами во время наводнения 1972 года. От него Болотский нашел несколько фрагментов. Но на старых фотографиях видно, что скелет объемный: из глины, как обручи бочки, выступали ребра.

Пока добыть полный скелет в Благовещенске не получилось. Это дело будущего. Скелет наверняка будет от гадрозавра. «У нас все тайное рано или поздно становится гадрозавром», — шутит Болотский.

Позвонок гадрозавра из Благовещенского местонахождения
из архива Ю. Л. Болотского из книги Антона Нелихова «Динозавры России»

Из местонахождения описано уже два рода: амурозавр (Amurosaurus riabinini) и керберозавр (Kerberosaurus manakini). Оба описаны по фрагментам. Голотипом амурозавра стали верхняя и нижняя челюсти. Керберозавра — тоже разрозненные кости.

Амурозавр — шлемоголовый гадрозавр, керберозавр — плоскоголовый. Амурозавры преобладают, на них приходится 90% находок, остальные 10% — на керберозавров.

Палеонтолог И.Т. Кузьмин и кость гадрозавра на Благовещенском местонахождении
И.А. Парахина из книги Антона Нелихова «Динозавры России»

Всего, по примерному подсчету, в Благовещенске добыты остатки сорока гадрозавров, в основном молодых. На каждого взрослого приходится три подростка.

Кроме гадрозавров, есть редкие зубы тираннозавроидов и крокодилиформ (близких к крокодилам, но не крокодилов). Есть три зуба завропода-титанозавра — единственного в верхнем мелу Азии.

Отрывок из книги Антона Нелихова «Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее». М.: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2022

В книге научного журналиста, историка палеонтологии Антона Нелихова рассказано о находках остатков динозавров на территории России, теориях и гипотезах, а также о непростой истории открытия и «закрытия» местонахождений русских динозавров, о новейших методах изучения их остатков, о динозаврах в народной культуре и, наконец, о перспективах изучения русских динозавров.

Реклама. alpinabook.ru