Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы восстановить внешность и повадки динозавров, исследователи научились извлекать информацию буквально из любого камушка. И это настоящее чудо

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Парадокс, но главный источник знаний о динозаврах — современные животные, с которыми ученые сравнивают останки древних ящеров.

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы понять, как они размножались, исследуют окаменевшие яйца, кости детенышей в яйцах, окаменевшие гнезда с останками.

Птицы и крокодилы — ближайшие родственники динозавров, имевшие с ними общего предка, — заботятся о потомстве. Это повышает вероятность того, что и динозавры тоже заботились. Яйца древних ящеров нашли лишь в 1970-е на горе в Монтане, причем сразу много. Гора теперь называется Egg Mountain.

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы воссоздать их внешний вид, исследуют окаменевшие черепа, кости и костные пластины, отпечатки лап, перьев и чешуи.

Недостающие кости «рисуют», ориентируясь на другие находки, принадлежащие той же группе динозавров, или даже на строение рептилий и птиц. Анализируя места крепления мышц, воссоздают устройство и размеры мускулатуры. Объем тела вычисляют по скелету, используя знания о современных животных.

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы понять, как они двигались, исследуют кости, окаменевшие следы.

Кости адаптированы к образу жизни. Например, стопы хищников, которые могут долго преследовать жертву, сильно вытянуты по сравнению с голенью. Это характерно и для хищных динозавров, например аллозавра. У стегозавра, наоборот, ступни короткие, как у медведя. Оценивая глубину следов и расстояние между ними, определяют скорость и манеру передвижения.

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы понять, что они ели, исследуют окаменевшие зубы, кости, содержимое желудка, копролиты.

По строению зубов понимают: хищником был динозавр или травоядным. Расположение и вид царапин, а также изотопный состав зубов указывают, что именно ел ящер. В окаменевших экскрементах-копролитах попадаются останки трапез.

Твердые улики: как ученые восстанавливают облик давно вымерших животных

Чтобы понять, насколько они были умны, исследуют окаменевшие черепа и фрагменты мозговой ткани.

Размер мозга вычисляют по черепу, затем оценивают его размер относительно тела, сравнивая с рептилиями и птицами: чем цифра больше, тем ящер умнее. По соотношению частей мозга понимают, насколько развитой была «подшефная» им деятельность. В 2004 году окаменевший фрагмент мозговой ткани родича игуанодона показал, что, в отличие от рептилий, у мозга динозавров не было плотных оболочек, то есть сам мозг был больше, чем считалось, а ящеры — умнее.

Фото: SPL (X5) / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES