Динозавр из Помпеев юрского периода: история открытия и изучения ящера из Забайкалья

В России находки динозавров — великая редкость. А уж сенсационные…

25 апреля 2021

Ни одно животное не пленяет воображение человека так, как динозавр. Будучи героями фильмов, компьютерных игр, экспонатами в музеях и т. п., эти вымершие рептилии еще в детстве открывают нам путь в удивительный доисторический мир, знакомят нас замечательной наукой — палеонтологией.

В России находки динозавров — великая редкость. Еще в конце XIX века знаменитый палеонтолог Чарлз Марш заявил: «Российские динозавры, как и змеи Ирландии, примечательны только тем, что их нет». История доказала, что он ошибался. В 1915 году палеонтолог Анатолий Рябинин описал фрагмент стопы аллозавра из Тигнинского угольного карьера в Забайкалье. Затем последовали и другие находки.

Реконструкция внешнего облика кулиндадромеуса

Примечательно, что одно из самых сенсационных открытий российских динозавров тоже совершилось за Байкалом, только уже в XXI веке. В 2014 году в авторитетном издании Sceince вышла статья о новом виде динозавров c необычным названием Kulindadromeus zabaikalikus.

Авторы исследования — зарубежные и отечественные ученые во главе с палеонтологом, сотрудником Бельгийского королевского института естественных наук Паскалем Годефруа — представили миру первого растительноядного, покрытого чешуей и перьями динозавра, жившего в конце Юрского периода. Конечно, новостью об открытии оперенных динозавров ученых было сложно удивить: к тому моменту были хорошо изучены пернатые динозавры из Китая, и некоторые исследователи предполагали, что даже знаменитый тираннозавр имел перья. Но до кулиндадромеуса речь тут шла в основном о хищниках. Теперь же можно было более аргументировано говорить о том, что оперение было присуще всем динозаврам и, возможно, появилось еще у их предков. Работа команды Годефруа была столь важна для понимания истории жизни на Земле, что редакция Sceince включила ее в десятку главных научных публикаций года. Однако история этого действительно значимого открытия, а также условия, в которых жил кулиндадромеус, пока еще мало известны даже специалистам.

Панорама пади Кулинда

Кулиндадромеус, как и многие сенсационные находки, был обнаружен почти случайно. Летом 2010 года Вершинодарасунская геологическая партия, в составе которой работал легендарный ученый, палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук Софья Михайловна Синица, вела исследования в междуречье Нерчи и Куэнги. Одной из задач партии был поиск органики для определения и уточнения возраста отложений. Возле села Новольинск внимание ученых привлекла падь Кулинда, изрезанная по левому борту магистральными канавами. Эти канавы — следы работ знаменитой Сосновской экспедиции, разведывавшей Оловское урановое месторождение.

Для Софьи Михайловны, опытнейшего полевика, канавы — всё равно что окошечко в прошлое. В них, а также в близлежащих отвалах были заметны плиты туфопесчаников — породы, образовавшейся в вулканическом озере. В подобных плитках палеонтологи нередко находят отпечатки вымерших растений и животных.

Несмотря на сорокаградусную жару и кишащих повсюду змей, Софья Михайловна принялась обследовать крутой левый борт Кулинды. Она била геологическим молотком по плитам, и те раскалывались, подобно тому, как открывается книга. Многие ее страницы были пусты, но на некоторых природа навеки запечатлела тени юрских стрекоз, щитней, хвойных растений. За относительно короткое время удалось собрать неплохую коллекцию. Можно было заканчивать, тем более что коллеги поторапливали: «Надо ехать дальше!» Софья Михайловна ударила напоследок по напластованию песчаника молотком… Расколовшаяся порода обнажила контур кости. «Нет-нет, кость явно не рыбья, неужели динозавр?», —  не веря глазам подумала исследовательница. От радости она закричала: «Идите сюда, у нас тут динозавр»!

Радости ученых не было предела. Однако участники экспедиции не продолжили поиски: поджимал график. По окончании полевого сезона находки послали в Москву на определение. Вскоре из столицы пришел ответ: кости, найденные в Кулинде, действительно принадлежат динозавру — предположительно, компосгнату, небольшому двуногому хищнику.

После такого ответа уже осенью, когда ночные температуры опускались до минус пятнадцати, Синица продолжила работы на Кулинде. В итоге ей удалось собрать уникальную коллекцию, состоящую более чем из 50 образцов. Наиболее интересными из них были плитки с отпечатками челюстей, костей стопы с когтем, фрагменты чешуйчатой кожи.

Кандидат биологических наук, известный российский палеонтолог Владимир Рудольфович Алифанов чуть позже изучил находки и заключил, что новое местонахождение не имеет аналогов в России.

Узнав об этом открытии, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин выделил на дальнейшее исследование Кулинды грант в размере 350 тысяч рублей. Благодаря его помощи, а также поддержке директора «Читагеолсъемки» Николая Чабана в июне 2011 года стартовала совместная экспедиция забайкальских и московских палеонтологов.

Сначала на место будущих работ забросили небольшой отряд, членам которого выпала нелегкая, но важная миссия первопроходцев — поставить и обустроить лагерь, нанять в Новоильнске рабочих, расчистить канавы. Палатки,  кухню с тентом, полевую камералку они поставили у слияния Олова и Тунгусского Олова, примерно в 15 километрах от пади Кулида, где совсем не было воды. Так появился палеонтологический лагерь, куда позже будут приезжать ученые и журналисты из разных городов России и Европы. Автору статьи посчастливилось здесь работать пять полевых сезонов, быть свидетелем и участником открытий.

Из лагеря каждый день приходилось заезжать за рабочими из Новоильинска, нанятыми из числа местных жителей, и только потом отправляться на Кулинду. Первыми рабочими в отряде были крепкие парни — Виктор Винокуров и Михаил Батаев. Благодаря их трудолюбию и физической силе в короткие сроки удалось расчистить две канавы на крутом склоне пади Кулинда. Позже в отчетах и публикациях эти выработки были обозначены номерами 3 и 4. Всего же таких канав двенадцать.

С помощью кирок, лопат, ломов и геологических молотков канавы постепенно углублялись и расширялись. Рабочие вытаскивали на поверхность тяжелые плиты туфопесчанников, туфоалевролитов, которые раскалывали палеонтологи и волонтеры. Бывало приходилось подолгу бить по плитам, перебирать породу  и ничего не находить. Листы геологической летописи оказывались пусты. Но иногда счастье улыбалось искателям и расколовшаяся плита обнажала следы жизни.

Работы в пади Кулинда

В течение первой недели удалось найти отпечатки хвощей, хвойных растений, мхов, домиков ручейников, личинок комаров и надкрыльев жуков, а главное — подвздошной и бедренной костей, хвостовых позвонков, двух челюстей, фрагментов чешуйчатой кожи и перьеобразных структур динозавров. Последние выглядели как довольно длинные нитевидные образования, прилегающие к костям и чешуям. Находки мягких тканей в ископаемымом состоянии крайне редки, так как они сохраняются гораздо хуже костей и зубов. Исключения из этого правила известны на весь мир. Например, «мумия» утконосого динозавра из США с хорошо сохранившейся кожей, пситтакозавр из Китая, у которого очень хорошо сохранились фрагменты кожи. Известно еще несколько динозавров из Ляонина (Китай) с оперением отличной сохранности.

Вскоре к экспедиции присоединились специалисты из Москвы: уже упомянутый ранее Владимир Рудольфович Алифанов и Сергей Вячеславович Савельев.  Первым делом гости осмотрели уже собранные образцы. Владимир Алифанов пристально разглядывал находки и осторожно сказал, что, вероятно, кости принадлежат ранее неизвестному виду, и тут же заметил, что пока их не сравнишь с другими аналогичными находками, однозначно утверждать что-либо рано. Тогда он предварительно определил, что на Кулинде выявлены остатки как минимум двух видов: один — теропод, хищник, а другой, растительноядный, относится к орнитисхиям (птицетазовым). Позднее Алифанов и Савельев опубликовали статью о двух новых видах — кулиндазавре и кулиндаптериксе.

Закат над палеонтологическим лагерем

В 2012 году Институт природных ресурсов, экологии и криологии СОРАН снарядил новую экспедицию на Кулинду. Тогда же с забайкальскими учеными начал сотрудничать известный специалист по динозаврам Юрий Леонидович Болотский. Он приехал со своими коллегами из Благовещенска, изучил коллекцию, осмотрел Кулинду и был впечатлен перспективами новых поисков. В течение полевого сезона была собрана новая огромная коллекция, в которой были не только разрозненные кости, но и череп, фрагменты скелета ящера. В частности, особый интерес представляют позвонки с ребрами, сочлененные кости. Пополнилось и собрание мягких тканей. Одних только хвостовых позвонков в ассоциации с отпечатками чешуйчатых хвостовых пластин было более пятидесяти!

Кандидат геолого-минералогических наук, палеонтолог Юрий Болтский изучает в поле очередную находку

Вскоре к команде российских исследователей присоединился знаменитый палеонтолог Паскаль Годефруа из Брюсселя, а в 2013-м на Кулинду приехали и другие ученые, волонтеры и журналисты из Бельгии и Франции. Проект по изучению динозавров Забайкалья  получил международный статус.

В ходе долгой и кропотливой работы в поле и лабораториях интернациональная команда получила интереснейшие результаты. Оказалось, что большая часть находок относится к новому виду динозавров, жившему примерно 150 миллионов лет назад. Паскаль Годефруа сначала предложил назвать его в честь честь первооткрывательницы — Софьи Синицы, но она возразила. Поэтому было решено назвать динозавра кулиндадромеусом, то есть «бегунком из Кулинды». На то, что он неплохо бегал, указывали легкость скелета и длинные ноги.

Это был небольшой растительноядный динозавр величиной со среднюю собаку. Вместе с хвостом крупные особи могли достигать в длину 1 метра 70 сантиметров. На конце морды животного был крепкий клюв. Зубы у кулиндадромеуса имели эмаль только с одной из сторон. Когда он питался, непокрытая эмалью часть постепенно стачивалась. Таким образом происходила своеобразная «заточка» зубов, а росли они у него на протяжении всей жизни.

Кулиндадромеус. Реконструкция на основе публикации «A Jurassic ornithischian dinosaur from Siberia with both feathers» Science. 345 (6195): 451–455

Тело животного было покрыто чешуей и тонким оперением, напоминавшем длинные щетинки. На хвосте имелись прямоугольные пластины, которые подобно черепице — внахлест — примыкали друг к другу. Особенно интересны образцы покровов, примыкающих к отпечаткам костей.  Их изучение продолжается. Есть надежда, что при помощи новейших методов удастся восстановить окраску кулиндадромеуса.

Разумеется, перья, подобные тем, что были у кулиндадромеуса, были непригодны для полета. Если они имели яркую окраску, то могли служить для привлечения самок. Кроме того, перья помогают сохранять тепло. А значит, эти динозавры, вероятно, не были холоднокровными. У них было больше общего с птицами.

На Кулинде были найдены отпечатки тысячи костей разных особей, принадлежавших множеству ящеров, что наводит на предположение о стайном образе жизни кулиндадромеуса.

Последние исследования позволили представить и уточнить условия, в которых жили забайкальские ящеры. Там, где сейчас находится падь Кулинда, 150 миллионов лет назад плескалось обширное озеро. В его окрестностях действовали вулканы. Их пепел попадал в воду и делал ее непригодной для жизни рыб. Именно поэтому в материалах сборов нет ни одного отпечатка рыбьей косточки. Зато там имеются отпечатки различных мелких беспозвоночных, например щитней, до сих пор благоденствующих в мелких водоемах и лужах. Характер отложений и отпечатки животных, предпочитающих мелководье позволяют утверждать, что Кулиндинское озеро было мелководным. Прибрежная зона была покрыта гранитной дресвой. На пляжных участках росли хвощи, кое-где встречались печеночные и сплахновые мхи и плауны. Редкие находки семян хвойных схизолепис (Schizolepis) и других растительных остатков могут служить доказательством того, что лес находился на удалении от береговой линии.

У Кулиндадромеуса имелись враги, изучение которых еще далеко от завершения. За годы поисков в пади удалось найти лишь один отпечаток зуба хищного динозавра с характерным пильчатым гребнем. Очевидно, его потерял представитель семейства аллозаврид.

Словом, для небольшого растительноядного динозавра здесь было небезопасно, да и местную флору сложно назвать роскошной. По имеющимся данным, мы можем констатировать, что динозавры массово погибали на берегу. Их тела смывали в озеро временные водотоки.  Хорошая сохранность кожи и оперений объясняется тем, что трупы были почти мгновенно погребены илом и пеплом. Кулинда была не раем, а  Помпеями юрского периода.

На первый взгляд кажется, что о прошлом Кулинды сейчас известно почти всё. Но это далеко не так: каждый год приносит новые открытия, которые позволяют глубже понять эволюцию доисторических ящеров и историю нашей планеты. Следовательно, работы в пади должны продолжаться.

Представленные на фото образцы хранятся в Институте природных ресурсов экологии и криологии СОРАН