Что будет, если между Марсом и Юпитером появится еще одна планета? Катастрофическое объяснение от астронома

Исследование показало, насколько тонки настройки Солнечной системы

10 марта 2023
pelmof / Alamy

Астрофизик из Калифорнийского университета Стивен Кэйн провел компьютерный эксперимент, который продемонстрировал удивительную хрупкость и уязвимость жизни на Земле, да и всей Солнечной системы в целом. Статья опубликована в Planetary Science Journal.

Как объяснил Кэйн, его эксперимент был призван ответить на два неясных вопроса, которые существуют в планетологии. Первый из них — почему в Солнечной системе существует такая большая разница между размерами планет земного типа и газовыми гигантами?

Самая большая планета земного типа это, собственно, Земля, а самый маленький газовый гигант — Нептун, диаметр которого вчетверо превышает земной, а масса в 17 раз превышает массу Земли. Между ними нет ничего, в то время как в других звездных системах астрономы находят множество планет земного типа промежуточных размеров. Такие планеты называют суперземли.

Второй вопрос — почему между Марсом и Юпитером существует столь большой пустой промежуток, в который вполне могла бы поместиться какая-нибудь планета?

Кэйн симулировал на компьютере ситуацию, когда между Марсом и Юпитером присутствует суперземля, и посмотрел, какой эффект это окажет на другие планеты. Оказалось, что это было бы для Солнечной системы настоящей катастрофой, так как полностью дестабилизировало бы точно выверенную композицию взаимного влияния планет друг на друга.

Прежде всего, гипотетическая суперземля своим присутствием слегка «побеспокоила» бы Юпитер. Этот газовый гигант крупнее, чем все остальные планеты Солнечной системы вместе взятые. Поэтому даже небольшое изменение в мощном гравитационном поле Юпитера неизбежно отразится на других планетах.

В зависимости от массы и точного положения суперземли, ее присутствие способно привести к тому, что Земля, а также Меркурий и Венера будут просто выкинуты за пределы Солнечной системы. То же самое может произойти и с Ураном и Нептуном. Во всяком случае, что касается только нашей планеты, появление между Марсом и Юпитером даже небольшой суперземли способно изменить орбиту Земли таким образом, что либо она станет гораздо менее обитаемой, чем сейчас, либо жизнь на ней полностью исчезнет.

«Хотя многие астрономы мечтают о дополнительной планете между Марсом и Юпитером, очень здорово, что на самом деле ее там нет», — говорит Кэйн. По его словам, благодаря эксперименту он осознал, что наша Солнечная система настроена более тонко, чем ему казалось до сих пор: «Это работает как филигранно отлаженный часовой механизм. Добавьте лишнюю деталь, и все разрушится».