Гонка сверхпланет: Юпитер обогнал Сатурн по количеству спутников. Угадайте, сколько их теперь

Юпитер — не только самая большая и тяжелая планета Солнечной системы, но и самая «лунная»

7 февраля 2023
dotted zebra / Alamy

Не так давно астрономы Смитсоновской астрофизической обсерватории сообщили об обнаружении у Юпитера новых лун, что сделало газовый гигант временным победителем в «лунной гонке» с Сатурном.

Как вы думаете, сколько сейчас спутников у Юпитера? Прежде чем узнать, попробуйте угадать.

ТЕСТПройден 2132 раза
1 / 1

Сколько спутников у Юпитера?

• 192

• 27

• 92

• 310

Правда, астрономы уверены, что и у Сатурна гораздо больше лун, чем 83, и в будущем соотношение снова изменится, сообщает сайт Sky and Telescope. Дело в том, что у ученых пока нет возможностей для подсчета фрагментов крупного спутника Сатурна, разрушившегося несколько сотен миллионов лет тому назад.

Если посчитать эти продолжающие находиться на орбите Сатурна осколки, диаметр которых не превышает трех километров, то у этой планеты лун может оказаться втрое больше, чем у Юпитера.

Что касается новых юпитерианских спутников, то все они находятся далеко от поверхности планеты. Чтобы совершить полный оборот вокруг Юпитера, им требуется более 340 земных суток. Девять лун вращаются на самых дальних орбитах, и сутки на них длятся свыше 550 земных суток. Все спутники невелики, только у пяти из них диаметр превышает 8 километров.

Родные и захваченные

Еще одно открытие, сделанное астрономами — девять самых далеких новых лун имеют ретроградную орбиту, то есть вращаются в противоположном направлении по отношению к вращению Юпитера. Ученые предположили, что они могли быть «пойманы» гравитацией планеты, причем самые мелкие из них могут быть останками более крупных небесных тел, разбившихся при соударениях друг об друга.

Другие три луны вращаются в одном с Юпитером направлении и находятся ближе к нему, что может говорить об их «родном» для планеты происхождении. Но их орбиты пролегают все же дальше от поверхности Юпитера, чем орбиты четырех его самых крупных спутников — Ио, Европы, Ганимеда и Каллисто.

Специалисты считают, что эти вновь открытые луны Юпитера могут стать превосходными объектами для изучения предстоящими космическими миссиями, которые планируется направить к Юпитеру в ближайшие годы.