Как жизнь на Земле не погибла за 3 млрд лет? Геологи нашли у планеты механизм защиты от катастроф

Именно по этой причине мы существуем, а на Венере и Марсе никого нет

13 декабря 2022
Timothy Hodgkinson / Alamy

У Земли есть механизм регулирования собственной температуры, и планета поддерживает ее на уровне, пригодном для существования жизни, выяснили исследователи из Массачусетского технологического института. Новая научная работа объясняет, как миллиарды лет планете удавалось оставаться обитаемой, несмотря на все катаклизмы.

За свою историю Земля переживала крупные изменения климата и природных условий — от глобального вулканизма и изменений солнечной радиации до нескольких ледниковых периодов. При этом от 3,7 до 4,1 миллиарда лет (по разным данным) на планете существует жизнь. Между тем, у соседей по Солнечной системе Марса и Венеры простейшие формы жизни не пережили климатических катаклизмов и изменения атмосферы.

Новое исследование впервые представило доказательства существования и работы «стабилизирующей обратной связи», которая удерживает климат планеты на краю пропаси. Авторы проанализировали данные за 66 млрд лет на основании химического состава окаменелостей, раковин и проб из льдов Антарктики. И обнаружили закономерность: колебания температуры должны были расти с течением времени, однако они как будто смягчались каждые несколько сотен тысяч лет. По продолжительности этот эффект соответствовал временным рамкам силикатного выветривания.

«СО2 попадает в систему „океан — атмосфера“ из-за дегазации твердой почвы и окисления органического углерода. И удаляется в результате медленного и устойчивого химического выветривания карбонатных и силикатных пород и последующего их захоронения в океанских отложениях».

С повышением температур и концентрации углерода скорость выветривания увеличивается — и наоборот. Регулируя углеродный цикл Земли, механизм силикатного выветривания является постоянной геологической силой, которая держит глобальные температуры под контролем.

Однако команда также выяснила, что стабилизирующая обратная связь работала до того, как колебания температур становились экстремальными. То есть на более длительных временных отрезках — в миллионы лет и больше — ее не наблюдается. Поэтому остается вопрос — что же удержало климат на планете от катастрофы в бо́льших временных масштабах?

Научное сообщество разделилось на два лагеря: одни продолжают искать стабилизирующий механизм, а вторые считают, что случайность — довольно хорошее объяснение, и только случай виноват в сохранении жизни на планете более 3 млрд лет. Новое исследование MIT показывает, что истина где-то посередине: стабилизация на отдельных промежутках времени происходила, однако удача тоже могла сыграть роль в поддержании пригодной для жизни среды.

Открытие также предполагает, что сегодняшнее глобальное потепление в итоге может быть стабилизировано. Однако для этого необходимы сотни тысяч лет, что недостаточно быстро для человечества.