И все-таки их 9: как китайский астроном рассчитывает найти еще одну планету Солнечной системы

Погоня за девятой планетой длится не первый год

17 февраля 2023
BSIP SA / Alamy

Астроном Ман Хо Чан из Университета образования Гонконга в Китае предложил способ найти Планету-9, которая, как считается, существует на окраинах Солнечной системы. Само небесное тело, по предположениям ученых, может быть темным, как черная дыра, и поэтому недоступным для нашего наблюдения. Но доказательствами могут стать множество спутников Планеты-9. Возможно, наша аппаратура окажется способна зафиксировать их тепловые сигналы.

В последнее десятилетие ученые собрали достаточно много данных, указывающих на то, что на краю нашей системы может скрываться еще одна планета, которую пока принято называть Планетой-9. Об этом свидетельствует то, как необычно группируются орбиты у некоторых объектов в поясе Койпера, что может быть вызвано гравитационным нарушением. Согласно расчетам, его создает тело, по массе в 5–10 раз превосходящее Землю. Если это планета, то она вращается вокруг Солнца на расстоянии, равном 400–800 расстояниям Земли от Солнца.

Обнаруживать объекты на таком удалении крайне сложно. Последние исследования пришли к выводу, что Планета-9 — темный объект. Черная дыра с такими характеристиками была бы очень маленькой и не излучала бы никакого света, рассуждают астрономы.

Китайский же исследователь посмотрел на задачу иначе. Ман Хо Чан опирался на то, что у многих объектов в нашей системе есть спутники. Так, многие планеты просто захватили «пролетавшие» рядом камни и удерживают их с помощью своей гравитации.

Согласно вычислениям Чана, у Планеты-9 тоже, скорее всего, множество «лун». Область, где планета должна находиться, полна так называемых транснептуновых объектов (они вращаются по орбите вокруг Солнца на расстоянии большем, чем у Нептуна). В основном это камни, куски ледяной породы. По расчетам астронома, небесное тело с массой девятой планеты должно было бы захватить не менее 20 таких камней размером от 140 километров в поперечнике.

Ман Хо Чан

«Захваченные планетой, они имеют неправильные эллиптические орбиты. То есть гравитационное напряжение, оказываемое на „луну“, изменяется по мере того, как она приближается к планете и удаляется от нее».

«Эти постоянно меняющиеся напряжения — приливный эффект — сильно нагревают спутник изнутри. Тепло рассеивается в виде теплового излучения, которое может быть обнаружено как радиосигнал», — объясняет Ман Хо Чан.

И это то, что ученые могут искать уже сейчас, говорит автор исследования. Метод будет эффективным, даже если Планета-9 является темным объектом, что также можно будет выяснить по сигналам ее спутников, уверен Ман Хо Чан.