Суперземли обетованные: астрономы нашли миры, которым не грозит конец света

Названо условие для почти бесконечного существования жизни в космосе

29 июня 2022
Суперземли обетованные: астрономы нашли миры, которым не грозит конец света
Zoonar GmbH / Alamy

Считается, что нашу Землю через несколько миллиардов лет ждет гибель всего живого. Но на некоторых крупных экзопланетах — суперземлях — торжество жизни может длиться гораздо дольше, более 80 миллиардов лет.

Суперземлями принято называть класс планет, которые превышают массу Земли в 10 раз, но они меньше, чем такие газовые планеты, как Нептун. В нашей Солнечной системе суперземель нет. Астрономы считают, что, возможно, рождению планеты-гиганта помешал Юпитер, «проглотивший» ее зародыш.

Астрономы Цюрихского университета с помощью математических моделей изучили подкласс «холодных суперземель» нашей галактики, вращаются на приличном расстоянии от своих материнских звезд.

Их прохладные миры на протяжении миллиардов лет способны сохранять первичную атмосферу, которая в 100–1000 раз плотнее земной. Купол атмосферы такой планеты может сохранять водные запасы настолько долго, насколько потребуется для зарождения и развития жизни.

Выяснилось, что слишком тесная орбита приводит к быстрой эрозии и истощению атмосферы из-за воздействия звездного ветра. Но на достаточном удалении водородно-гелиевая атмосфера может существовать долго. При таких условиях планета-гигант способна поддерживать жизнь 5–6 миллиардов лет, пока ее материнская звезда не начнет умирать, превращаясь в красного гиганта.

Однако есть интересные исключения. Согласно расчетам, в случае если суперземля покинет материнскую систему и отправится в свободный полет, то жизнь на ней может просуществовать 84 миллиарда лет. Этот срок превышает возраст Вселенной и продолжительность жизни всех звезд.

Жизнь на такой свободной суперземле будет не из легких, впрочем, некоторые обитатели смогут приспособиться к полной тьме и огромному атмосферному давлению. На дне океанов нашей планеты существуют похожие условия с собственной изолированной экосистемой. Источником энергии для поддержания жизни в отсутствии света выступает не фотосинтез, а хемосинтез.

Оригинальная статья опубликована в журнале Nature Astronomy.