Брат «убийцы динозавров»: найден кратер еще одного астероида эпохи массового вымирания

Геологи признаются, что никогда не видели подобного на дне океана

27 августа 2022
Zoonar GmbH / Alamy

Американо-британская команда исследователей нашла кратер от удара метеорита на дне Атлантики. Он образовался около 66 миллионов лет назад, тогда же, когда гигантский Чикшулуб врезался в Землю и уничтожил динозавров. Новый след от его «собрата» поменьше засекли при помощи сейсмического отражения в 400 км от берегов Гвинеи в Западной Африке.

Морских ударных кратеров на Земле меньше двадцати — так мало, потому что их сложнее обнаружить под толщей воды. Но недавно этот список пополнился кратером Надир — авторы открытия назвали его в честь ближайшей подводной горы. Исследователи Гвинейского плато в Западной Африке сканировали дно Атлантики, изучая сейсмическое отражение от него.

Уисдин Николсон

«Никогда я не видел ничего подобного. Вместо плоских осадочных толщ, которые я ожидал увидеть на плато, я обнаружил 8,5-километровую впадину под морским дном с очень необычными характеристиками».

Как показали данные, структура находится на глубине 300–400 м ниже дна в палеогеновых отложениях. Приподнятый край и очень заметное центральное поднятие характерны для больших ударных кратеров. На такое происхождение указывают также обширная подповерхностная деформация и хаотичные осадочные отложения, которые растянулись на десятки километров вокруг — по словам экспертов, это похоже на выбросы породы при столкновении метеорита с поверхностью Земли.

Геологи использовали численное компьютерное моделирование, чтобы восстановить картину удара на основе имеющихся данных. Анализ показал, что астероид высотой около 400 м врезался в морское дно на глубине около 800 м. Это вызвало череду волн цунами выше километра, землетрясение магнитудой 6,5 балла и, возможно, большой выброс парниковых газов из сланцевых отложений. По мощности это событие должно было в тысячу раз превзойти извержение вулкана Тонга в начале 2022 года.

Кратер датировали границей мелового и палеогенового периодов — около 66 млн лет назад. Это возраст и другого аналогичного события, когда образовался ударный кратер Чикшулуб на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Тогда удар астероида привел к крупнейшему массовому вымиранию в истории Земли.

Команда предполагает, что метеорит, упавший в Атлантику, был частью того же скопления астероидов, что юкатанский «убийца динозавров», они вместе летели к Земле. Либо оба они образовались в результате распада общего «родительского» астероида и рухнули примерно в одно и то же время в разных частях планеты. Это говорит о том, что на планете могут быть и другие кратеры того же периода от остальных обломков.

Группа исследователей уже подала заявку на бурение морского дна для получения проб. Если собранные образцы подтвердят теорию, Надир станет еще одним ударным кратером Земли, которых было найдено всего 200, несмотря на четыре миллиарда лет «бомбардировок» небесными телами.