Белым по красному: ученые объяснили странные узоры и «брызги» на поверхности Марса

Опубликованы фотографии, на которых Красная планета предстает в необычном виде

28 июня 2022
Университет Аризоны

Космическая камера HIRISE — самая мощная из когда-либо направленных к другим планетам — прислала фотографии потрескавшейся поверхности Марса. На снимках планета покрыта сетью из загадочных белых многоугольников, кое-где взрывающихся голубыми и черными брызгами. Астрономы объяснили эти рисунки наступлением весны на Красной планете и выходом наружу подземного льда.

Исследователи из Аризонского университета, которые разрабатывали камеру и следят за ней, опубликовали снимок, напоминающий лоскутное одеяло. По словам ученых, это изображения марсианской почвы на высоких широтах планеты.

HIRISE
NASA Image Collection / Alamy

Водяной лед находится в скрытых резервуарах под землей и с приходом весны начинает распирать сухую поверхность изнутри, заставляя ее трескаться.

Наружу твердая вода выходит в виде белых зигзагов-каналов. С их поверхности лед частично испаряется: переходя в состояние газа, он выбрасывается из расщелин и оставляет веерообразные следы. Где-то частицы падают обратно на ледяную поверхность. На фотографиях это выглядит как голубые и черные брызги.

Как поясняют эксперты, часто такие вентиляционные трещины закрываются и открываются по несколько раз. Поэтому можно видеть два и более вееров из одной точки, направленных в разные стороны, в зависимости от ветра в момент выбросов газа.

Такие рисунки, согласно наблюдениям, могут оставаться на поверхности Марса годами, меняя ландшафт в зависимости от сезонов, когда подземные льды расширяются и снова сжимаются.

Орбитальная камера HIRISE закреплена на борту межпланетной станции NASA, созданной для изучения Марса и отправленной в эту миссию еще в 2006 году. По сути это телескоп-рефлектор, который делает фотографии высокого разрешения с высоты около 300 километров над поверхностью планеты. Помимо множества интересных снимков поверхности (на Марсе есть, например, самая большая система каньонов в Солнечной системе — Долина Маринер), камера фиксировала также работу роверов.

Ранее мы рассказывали об еще одной интригующей фотографии с Марса, присланной аппаратом Curiosity. Марсоход запечатлел в скалах на Красной планете дверной проем.

По материалам Live Science.