Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Белые на белом: как на Земле Франца-Иосифа считают медведей

Этой весной на архипелаге Земля Франца-Иосифа проходила арктическая экспедиция «Умка-2021», в ходе которой проведен учет популяции белых медведей. Становится ли их меньше или больше?

Обсудить
Белые на белом: как на Земле Франца-Иосифа считают медведей
Источник:
Николай Гернет

Несколько лет назад известный научно-популярный портал обнародовал обошедшее весь мир видео. Ролик демонстрировал белого медведя крайне непрезентабельной наружности, а закадровый голос сообщал, что бедственное положение этого животного — прямое следствие глобального потепления: дескать, бедняга может охотиться только со льдин, а льдин в Арктике осталось так мало, что зверь умирает с голоду.


Вот то душераздирающее видео:


Скептически настроенная общественность подняла авторов видео на смех, а эксперты-зоологи отметили, что герой ролика явным образом страдает от паразитов, а вовсе не от голода, что случается с белыми медведями, взявшими за правило кормиться на человеческих помойках. Есть ли потепление или нет его, к герою ролика этот вопрос отношения не имеет. Более того, в популярной прессе и социальных сетях распространились сообщения, что популяция белых медведей в Арктике вовсе не сокращается, а напротив, растет и начинает представлять все большую угрозу для людей, живущих в регионе.

К счастью, кроме домыслов доморощенных экологов, существуют и наблюдения ученых, занимающихся проблемами животного мира Арктики. Численность и миграции белых медведей — предмет давнего интереса специалистов Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН и ученых из национального парка «Русская Арктика». Соответствующая программа существует с 2009 года, а при участии Русского географического общества с этой целью организуются регулярные экспедиции на арктические острова. Последняя из них — проект «Умка-2021».

О том, что на самом деле происходит с белыми медведями в Российской Западной Арктике, мы спросили у человека, имеющего личный опыт весьма тесного общения с этим млекопитающим. Год назад заместитель директора национального парка «Русская Арктика» Иван Мизин в буквальном смысле побывал в пасти белого медведя. По словам Мизина, он не таит обиды на зверя, хотя по итогам этой встречи биологу пришлось провести месяц в больнице, а медведь и вовсе ее не пережил.

Иван считает, что после этого происшествия он стал лучше понимать белых медведей. «Перед нападением не было никаких звуков! — рассказал он корреспонденту РГО. — Даже комар заметнее. Животное бесшумно подкралось, бесшумно меня схватило. И запаха от медведя практически никакого нет. Просто какой-то призрак Арктики!»

Белые на белом: как на Земле Франца-Иосифа считают медведей
Источник:
Николай Гернет

Что происходит с белыми медведями в Арктике: их становится меньше или больше?

Что касается численности, у нас нет данных ни чтобы подтвердить досужие мнения, ни чтобы их опровергнуть. Учет во всероссийском масштабе почти не производится. Мнение о том, что белых медведей становится больше, видимо, связано с более заметным присутствием людей в Арктике. Случайный человек, фотограф или путешественник, попав на Север, увидит нескольких медведей и скажет, что животных много. Но мы на протяжении лет фиксируем каждую встречу с белыми медведями, и вся информация, до которой мы можем дотянуться, сводится в базу данных. Нет, медведей не так много. За год фиксируется максимум 150–160 встреч сотрудников национального парка с животными, и это число не меняется.

В Западной Арктике, в регионе Баренцева моря, медведи определенно испытывают некоторые трудности. На востоке российского сектора и в Канадской Арктике ситуация другая: там льды в относительно хорошем состоянии, и медведям ничего особенно не угрожает.

Что действительно меняется, так это распределение медведей по различным территориям. Наши данные показывают, что основное место обитания, как и раньше, — дрейфующие льды. Вместе с кромкой льда животные мигрируют, перемещаются, охотясь на тюленей. В конце осени они выходят на берег, чтобы залечь в берлоги. Однако часть медведей остается на суше, когда лед уходит, и эта часть, оставшаяся вне зоны дрейфующих льдов, на самом деле увеличивается. То, что они остаются на берегу, действительно связано с климатом: лед формируется позже и раньше разрушается, а медведи не успевают за этим льдом. Возможно, по этой причине и возникает впечатление, что белых медведей становится больше. Однако если судить по нашему модельному участку на острове Земля Александры, то каждый год около пяти самок залегает там в родовые берлоги, и это число остается стабильным.

Действительно ли медведи стали стягиваться к местам обитания человека и дополнять свой рацион нашими бытовыми отходами?

На Новой Земле, где есть человеческие поселения и свалки твердых коммунальных отходов, существуют участки с повышенной плотностью медведей. Любая свалка, безусловно, привлекает животных, если она расположена в ареале этого вида. Это относится к любому поселку что в русской части Арктики, что в канадской, что в Гренландии. Однако процент медведей, которые промышляют по свалкам, очень невелик. Этот фактор пока не оказывает серьезного влияния.

Белые на белом: как на Земле Франца-Иосифа считают медведей
Источник:
Николай Гернет

Насколько большую опасность эти животные представляют для человека?

Случаи нападения получают большую огласку, потому что сильно выбиваются из привычной жизни. Однако таких эпизодов все же мало. Множество людей страдает от укусов змей, насекомых, ядовитых рыб и морских беспозвоночных. А для белых медведей в прошлом году во всей Арктике зафиксировано всего три случая нападения (в том числе мой), и в результате этих нападений погиб всего один человек.

А насколько антропогенная угроза существенна для медведей?

Угроза от присутствия человека как такового не так уж велика, хотя бы потому, что в советское время людей в Арктике было гораздо больше. Но если говорить о хозяйственной деятельности, особенно о строительстве больших объектов, — тут речь идет об угрозе не только белым медведям, но и всей арктической экосистеме.

В прошлом году в Арктике зафиксировано три случая нападения на людей. Один из них мой

Что нового о белых медведях удастся узнать в результате проекта «Умка-2021»?

Здесь есть две основные научные составляющие. В ходе исследования каждая особь обездвиживается — это единственный способ получить информацию о животном. Затем, во-первых, мы пытаемся оценить здоровье медведя на основе его веса, анализа крови, шерсти, проб содержимого кишечника. Вторая часть — мечение самок ошейниками со спутниковыми передатчиками, что как раз и дает возможность увидеть, как зверь перемещается в современных климатических условиях, где он чаще находится, что делает. Это позволяет прогнозировать состояние популяции.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июнь 2021

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения