Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали

Они оставили заметный след в истории мировой и отечественной музыки

3 июля 2023

Если попросить кого-то назвать известных композиторов, он с легкостью перечислит минимум десяток имен, но только мужских. На сочинявших музыку женщин смотрели косо веками (это характерно и для большинства других профессий), но это не помешало некоторым из них добиться успеха — их произведения помнят и сегодня. Vokrugsveta.ru вместе с музыковедом Анной Виленской рассказывает о женщинах, чья музыка в разные эпохи задавала тренды, формировала музыкальные вкусы и вдохновляла других композиторов. 

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
Источник:
Wirestock via Legion Media
музыковед

Божественная Хильдегарда

Хильдегарда Бингенская жила в XII веке и посвятила себя служению богу. Будучи младшим ребенком в многодетной семье, она не отличалась крепким здоровьем, а с юных лет у нее случались странные видения — светящиеся сферы, сопровождавшиеся головной болью. Сегодня похожим образом описывают приступы мигрени, но тогда все считали, что девочку отметил сам Господь.

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Хильдегарда стала монахиней а впоследствии основала новый бенедиктинский монастырь в городе Бингене. Долгие года она была его аббатисой. В церковных обителях она изучала богословие и философию придумала собственный язык, назвав его Lingua inglota («неизвестный язык») и, конечно, занималась музыкой. Она находила способы раздвинуть рамки, определенные Церковью для композиторов, — послушать созданные Хильдегардой песнопения, требовавшие от исполнителей большого вокального диапазона, собирались паломники со всей Европы.

Антифон (жанр григорианского хорала) O tu illustrata

После Хильдегарды Бингенской церковная музыка в целом стала сложнее и эмоциональнее, а в 2012 году аббатиса была канонизирована. 

Музицировать никогда не поздно

Антония Бембо родилась около 1640 года в семье венецианского врача и к 1665-му успела выйти замуж и родить троих детей. Брак оказался несчастливым и Антония перебралась в Париж. Она была талантливой певицей — ее голос очаровал французского короля Людовика XIV, который назначил Антонии пенсию. Материальная поддержка позволила ей заняться сочинением музыки, а свои произведения она посвящала благосклонному монарху.

Судя по дошедшим до нас работам Антонии Бембо, расцвет ее композиторской карьеры случился, когда певице было уже около 50 лет (прожила она примерно 80 лет). Это по-своему примечательно, потому что обычно самый плодовитый возраст для композитора — 20-40 лет. Ее произведения, среди которых есть и опера L’ercole amante («Влюбленный Геракл»), артистичны и сценичны. В ариях, перебивая друг друга, клавесин мог спорить с вокалистом, а ритм и мелодия не сочетались друг с другом. Так Бембо с помощью звуков придумала создавать небольшие музыкальные сценки.

Кантата для сопрано Lamento della Vergine

Таланту композитора не нужно зрение

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
Источник:
Faustine Parmantié, Public domain, via Wikimedia Commons

Мария Терезия фон Парадис родилась в Вене в 1759 году в семье придворного советника и была названа в честь австрийской императрицы, которая покровительствовала ее родителям и назначила им пенсию. В трехлетнем возрасте девочка ослепла, но это не помешало ей учиться пению и музыке. В числе ее преподавателей был знаменитый Антонио Сальери, а впоследствии Мария Терезия познакомилась с Моцартом и Гайдном, которые, по данным музыковедов, писали для нее концерты.

Слепая исполнительница стала выдающейся пианисткой — в 1783 году она отправилась в трехлетнее турне по Европе, ее выступления неизменно пользовались успехом.

Вернувшись в Австрию, фон Парадис обратилась к сочинению музыки — всего она написала пять опер, три кантаты и множество произведений для фортепиано, но почти все они были утрачены. В 1808 году Мария Терезия открыла в Вене свою музыкальную школу для девочек, в которой преподавала вплоть до смерти в 1824 году. Возможно, для нее музыка стала единственным способом реализовать свой потенциал.

Сицилиана для виолончели и фортепиано — самое известное из дошедших до нас произведений Марии Терезии фон Парадис

Читайте предыдущие части этого цикла материалов:

  1. Композиторы от бога: разбираемся в эволюции средневековой европейской музыки.

  2. От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки.

  3. Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию.

  4. Симфонии с нотками психотерапии: 3 звезды эпохи классицизма, изменившие музыку навсегда.

  5. «Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского.

  6. Трамплин XIX века для современной попсы: как романтизм стал самой важной эпохой в истории музыки.

  7. Наше всё от музыки: почему Петр Чайковский — не гений, но выдающийся европейский композитор.

Бедная Клара

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Родившаяся в 1819 году Клара Вик была дочерью известного преподавателя фортепиано Фридриха Вика и пианистки Марианы Тромлиц — музыкальная судьба их дочери была во многом предопределена. Отец взялся сделать из Клары виртуоза, и в 11 лет девочка уже давала публичные концерты в Лейпциге и Вене. Тремя годами ранее, выступая в доме директора психиатрической больницы, она поразила своим талантом 17-летнего Роберта Шумана. В 1840 году они поженились, несмотря на недовольство отца Клары.

К тому моменту Клара Шуман успела стать всемирно известной пианисткой, но рождение детей и запрет мужа концертировать надолго прервали ее карьеру. После скоропостижной смерти композитора в 1856 году его вдова снова стала много гастролировать, в финале каждого выступления она исполняла произведения своего покойного мужа.

В 1878-м Клара Шуман стала профессором Консерватории Франкфурта-на-Майне, где преподавала до 1892 года. Она умерла в 1896 году, войдя в историю не только как исключительно одаренная пианистка и хороший педагог, но и как композитор. Ее фортепианные произведения — симбиоз творчества Иоганна Себастьяна Баха и Петра Чайковского. От первого Клара заимствовала полифонию, а от второго — чувственное внимание к аккордам.

Клара Шуман — ноктюрн ор.6 №2 фа-мажор

Студентам на долгую память

Сесиль Шаминад родилась в Париже в 1857 году. Игре на фортепиано ее учила мать, а позднее Сесиль брала частные уроки у преподавателей Парижской консерватории — посещать занятия на общих основаниях ей запретил отец. Девочка рано увлеклась сочинением музыки и достигла на этом поприще успехов — уже в 1869 году ее произведения услышал Жорж Бизе, который назвал Сесиль «маленьким Моцартом». В 20 лет она дала свой первый концерт, а к 30 годам написала балет и симфонию, не считая множества других произведений

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
В 1913 году Сесиль Шаминад была удостоена Ордена Почетного легиона, став первой женщиной-композитором, получившей эту награду
Источник:
Wikimedia Commons

В 1901 году Сесиль вышла замуж за очень пожилого человека, который спустя шесть лет умер, завещав ей свое состояние. Судя по всему, это был брак по расчету, заключенный по обоюдному согласию.

Композитор скончалась в 1944 году, оставив богатое творческое наследие. К самым известным произведениям Сесиль Шаминад относится концертино (маленький концерт) для флейты — сегодня его исполняют все студенты-флейтисты. Эта вещь одновременно виртуозна и не слишком сложна в исполнении.

В концертино Сесиль Шаминад мелодия флейты словно «парит» над аккомпанементом

В своем отечестве

Окаменевший крик

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
Источник:
wikipedia.org

Советская эпоха подарила миру по меньшей мере двух женщин-композиторов мирового уровня, которых, впрочем, хорошо знают на Западе и почти не знают в России. Первая из них, Галина Уствольская, родилась в 1919 году. В конце 1940-х она училась у Дмитрия Шостаковича и всю жизнь носила «звание» его ученицы, оставаясь словно в его тени, хотя стили у них были совсем разные. Впоследствии она стала одной из немногих, говоривших о Шостаковиче не как о гении.

Она вела предельно затворнический образ жизни и не общалась почти ни с кем, кроме мужа. «Я, как Диоген, забралась бы в бочку и жила там. Это был бы лучший вариант моей жизни», — говорила Уствольская. Из всех ее произведений до нас дошли около 30, включая пять симфоний. Остальные она уничтожила, потому что они были, по ее словам, «недостаточно точны». Галина Уствольская скончалась в 2006 году.

Музыку Уствольской называют «окаменевшим криком». Представьте, что вы берете три пальца правой руки (указательный, средний, безымянный), соединяете их друг с другом и с силой ударяете по клавиатуре рояля, попадая по каким-то нотам и задевая соседние. У Галины Уствольской есть произведения, написанные именно в такой манере, когда пальцы задевают кластер из созвучий. В такой музыке много диссонансов, которые высчитаны с неимоверной точностью — это в чем-то некрасиво и остро, но грязью не назовешь. Будто иглы входят под кожу.

Соната № 6 для фортепиано

Услышав такие произведения Уствольской, многие застывают в ужасе, а кому-то и вовсе становится плохо. Эти авангардные звуки вызывают в мозге отклик, напоминающий реакцию на острую боль.

Одна из троицы

Родившаяся в 1931 году София Губайдулина окончила Московскую консерваторию, а затем увлеклась экспериментальной электронной музыкой. Наравне с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым ее включают в так называемую композиторскую «троицу московского авангарда». Вместе с ними Губайдулина создала правила современной классической музыки, в которой много атонального, неустойчивого, непознаваемого.

Женщины на клавишных: 8 композиторов разных эпох, о которых вы вряд ли слышали
София Губайдулина в 2005 году. Как и Галину Уствольскую, ее лучше знают на Западе, чем на родине
Источник:
Kai Bienert via Legion Media

Если сегодня стиль Губайдулиной превратился в своего рода штамп, то в 1970-х ее новаторские идеи в академической музыке подвергались критике, а зарабатывать ей приходилось сочинением саундтреков. Так, именно Губайдулина создала музыку к мультфильму «Маугли» и к фильмам «Вертикаль», «Крейцерова соната», «Чучело». Сегодня отметившая 90-летие в 2021 году композитор живет в Германии.

Пьеса «De Profundis» для баяна

«Русские тупики»

Среди современных российских женщин-композиторов стоит выделить Настасью Хрущёву, родившуюся в 1987 году. Ее самое известное произведение называется «Русские тупики». В нем Хрущёва берет интонации Чайковского, народных песен и добавляет к ним два странных аккорда, которые вместе звучат уныло и убого. Всё это многократно повторяется в «Русских тупиках», создавая ощущение музыкальной мантры. Таким способом создательница музыки пытается поймать ощущение русской тоски и безысходности. Также много положительных отзывов слушателей и композиторов собрал альбом Хрущёвой «Нормальная музыка».

«Русские тупики» в авторском исполнении

Настасья Хрущёва работает в Санкт-Петербургской консерватории и пишет музыку к спектаклям своего мужа — основателя театра «ТРУ» Александра Артёмова. Ее сочинения авангардны, минималистичны, основаны на повторениях и использовании акустических инструментов. Если до недавнего времени многие композиторы писали «как София Губайдулина», то сейчас сформировалась плеяда последователей стиля Настасьи Хрущёвой.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения