Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки

Какие песни нельзя было исполнять зимой, почему за плач на свадьбе платили деньги и как фольклор приглянулся композиторам

15 февраля 2023Обсудить

Русский музыкальный фольклор — это устная традиция, которую нигде не планировалось фиксировать в виде текста или нот. Это живая музыка, которая допускает вариативность, поэтому в разных регионах одну и ту же песню до сих пор поют по-разному. С развитием отечественной академической музыки в ней нашлось место и существовавшему обособленно фольклору.

Это второй материал из нашего цикла, в котором популяризатор классической музыки Анна Виленская рассказывает о ключевых событиях мировой и российской музыкальной истории. Первую часть, посвященную развитию средневековой европейской музыки, можно найти здесь.

От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки
Источник:
Amlan Biswas/Pacific Press/Sipa USA via Legion Media
музыковед

Строгий календарный план для ритуальных песен

Веками пение на Руси было важной частью различных ритуалов. Более того, музыка призвана была помогать человеку в прохождении определенных жизненных рубежей. Например, раньше верили, что мать поет ребенку колыбельную, потому что он, засыпая, переходит в другой мир, а свадебные песни помогали девушке перейти в другую жизнь в новой семье.

Время на Руси представлялось как бесконечный цикл, который нельзя нарушать. Люди жили по обрядовому календарю и для каждого сезона (зима, весна и летне-осенний сезон) существовали свои песни. Песни словно бы помогали движению времени, а перепутать их означало нарушить его ход.

Зима

Когда речь заходит о традиционных зимних песнях славянских народов, мы вспоминаем рождественские колядки. Чуть реже на ум приходят новогодние песни — щедровки, названные так в честь Щедрого вечера (Нового, а в наше время — Старого Нового года). И те, и другие связаны с традицией хождения по домам и пожелания их хозяевам всего самого доброго. Взамен исполнители рассчитывали получить угощения, например пряники. Послушаем вариацию на тему «Щедрого вечера»:

Исполняется песня так: сначала вступает сольный запевала, потом к нему добавляется второй певец, а затем куплеты подхватывает весь остальной хор. Может показаться, что они немного фальшивят, поют не в голос. На самом деле здесь применяется прием разнозвучие или гетерофония — получается необычный «терпкий» унисон.

Еще один вид зимних песен — подблюдные. Их исполняли во время святочных гаданий, когда собравшиеся в одной избе девушки и женщины клали в блюдо с водой по одному предмету, а затем начинали петь, поочередно доставая кольца, серьги и прочие мелкие предметы из накрытого платком блюда.

От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки
Подблюдные песни и святочные гадания на лубке конца XIX века. Многие песни заканчивались фразой «Кому вынется, тому сбудется / Тому сбудется, не минуется»
Источник:
Wikimedia Commons

Песни предсказывали судьбу участниц гадания, чьи предметы были извлечены из блюда. Чаще в подблюдных песнях пелось о благополучии, но порой в них звучали и дурные предсказания. Кстати, общая традиция народных песен предписывала замужним женщинам петь более низкими голосами.

Весна

На Масленицу, олицетворяющую переход от зимы к весне, пели масленичные частушки, подыгрывая на музыкальных инструментах. Самым распространенный припев — про гору, которую посыпали сыром. Эти частушки можно услышать и сегодня:

Под «сыром», скорее всего, понимался творог, который был сырым. Ровно поэтому сырники делаются из творога. 

Был на Руси и весенний обряд кумления: девушки шли в лес, связывали две березки между собой и украшали их лентами. После этого они проходили через  самодельные «воротца» и целовались в обе щеки. Считалось, что так они покумились — подружились, стали почти родственницами друг другу.

Песня «Ой, кумушки» призывает кумушек (подруг) кумиться — дружить. Часть ее мелодии и текста использовала в своей песне «Кумушки» из альбома «Раскраски для взрослых» певица Монеточка (настоящее имя — Елизавета Гырдымова; признана иностранным агентом)

Существовали у наших предков и весенние колядки — волочёбные песни, которые исполняли в пасхальные дни, предваряя начало посевной. Зачастую их пели мужчины, прославлявшие богатство и благополучие дома, перед которым они выступали.

Отдельно существовали и песни-веснянки, исполнители которых выкликали весну, призывая перелетных птиц, появление которых означало наступление теплой поры.

Лето и осень

Ритуальные песни лета и осени в большинстве своем были связаны с полевыми работами. Исключение составляют купальские песни. День Ивана Купалы изначально был связан с летним солнцестоянием. Поверья гласили, что в самую короткую ночь нечисть выходит к людям. Чтобы обезопасить себя, люди жгли костры, прыгали через них для очищения и исполняли ритуальные песни.

От щедровок до первой оперы: как русский фольклор помогал следить за временем и стал частью классической музыки
Генрих Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы». 1880
Источник:
Wikimedia Commons

Праздник проходил, а суровые трудовые будни оставались. В труде помогали толочные песни, которые исполнялись как летом, так и осенью, а также в конце весны. Толóкой называли совместные работы самого разного рода: строительство, рубку леса и т. д.

Сбор урожая на всех этапах сопровождался исполнением жнивных (жатвенных) песен. Отдельную группу среди них составляли жалостливые песни с описанием тяжкой доли работающих в полях женщин. И без того нелегкий труд мог усложняться тем, что часть крестьянок находилась в положении. С этими песнями перекликаются исполнявшиеся в середине лета покосные песни.

Окончание полевых работ знаменовали более веселые песни. Других специфически осенних обрядовых песен мы не знаем.

Плач по правилам

Плачевая культура сформировала на Руси отдельный жанр причитания или голошения. Долгое время существовала даже такая профессия — плакальщица. Плакать нужно было не абы как, а по правилам. Профессиональных плакальщиц приглашали по трем основным поводам: похороны или поминки, свадьба и рекрутские сборы.

Вот, например, свадебная песня о девушке, которая выходит замуж. Однако вместо счастья она испытывает лишь страдания, потому что у нее нет матери, которая бы помогла ей во всех хлопотах. Резкий перепад в голосе и сильный надрыв оказывают сильнейший эмоционально эффект на слушателя. Ломаная интонация здесь имитирует плач.

Вплетение фольклора в классическую музыку

Как и в Европе, русский музыкальный фольклор существовал отдельно от академической музыки. «Подружил» их в XIX веке Михаил Глинка. До него все русские оперы, как под копирку, писались с произведений Джоаккино Россини и Винченцо Беллини, а Глинка пошел против правил и превратил народную женскую песню в арию.

В основу сонатной формы он добавил две русские темы и создал большое произведение на народно-вокальном материале. Это была опера «Жизнь за царя» с народными хоровыми партиями, исполненными в академической традиции. Премьера оперы состоялась в 1836 году. Новаторское произведение Глинки имело успех у публики и критиков, а вот появившуюся спустя несколько лет оперу «Руслан и Людмила», совсем уж далекую от канонов, приняли холодно. Апогеем фольклора в творчестве Глинки принято считать «Камаринскую» (1848).

Петр Чайковский позднее так отозвался об этом произведении:

Пётр Чайковский

«Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“».

Опыт Глинки пригодился членам «Могучей кучки» композиторов: Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи активно изучали и собирали музыкальный фольклор, используя его в операх («Князь Игорь», «Снегурочка», «Борис Годунов» и т. д.) и в произведениях других жанров. Так буквально за пару десятилетий родилась русская классическая музыка.

Тяга к корням

Фольклор породнился с классической музыкой, но не утратил своей самостоятельности. Традиции исполнения ритуальных песен стараются сохранять многочисленные народные ансамбли, а рок- или рэп-исполнители, подобно композиторам XIX века, заимствуют и интерпретируют старинные мотивы и тексты, которые находят подсознательный отклик у слушателей.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения