Вслушиваясь в тишину: телескопы-сурикаты в 50 раз повысят шансы найти внеземной разум

Люди не оставляют попыток обнаружить подобных себе существ и делают для этого все возможное

7 декабря 2022
South African Radio Astronomy Observation

Радиотелескопы MeerKAT (в переводе с английского — сурикат) присоединились к международной программе поиска внеземного разума Breakthrough Listen. Она нацелена на выявление так называемых «техномаркеров» (иначе — «техносигнатур»), то есть признаков присутствия каких-либо технологий в поступающих из космоса сигналах. Такие следы вмешательства в естественные процессы будут подтверждать существование внеземных цивилизаций.

Почему «Сурикат»?

Первоначально устройства назывались KAT (Karoo Array Telescope — буквально Массивный Телескоп из Кару). Но когда правительство ЮАР увеличило финансирование и вместо 20 приборов стало возможно построить 64, проект переименовали в MeerKAT, что по-нидерландски значит больше KAT'ов.

Название случайно совпало с английским meerkat — сурикат. Этот зверек распространен на юге Африки, где и находятся телескопы.

MeerKAT — это 64 телескопа, расположенные в южноафриканской полупустыне Кару, они функционируют начиная с 2018 года. Эти высокочувствительные радиоантенны позволяют в 50 раз расширить доступную для изучения «территорию» космоса и еще больше углубиться во Вселенную. Ученые рассчитывают, что теперь смогут зафиксировать источники излучения, расположенные на расстоянии 250 световых лет от Земли.

В этих областях космоса расположены весьма интересные с точки зрения «техносигнатур» звезды и галактики. Суперкомпьютеры телескопа комбинируют сигналы, поступающие от антенн, и выдают результаты в очень высоком разрешении.

Одновременно исследователи смогут изучать информацию от 64 потенциальных источников «техноподписей», причем эти сигналы будут отделены от человеческого «радиомусора», например, от сигналов спутников на орбите Земли.

«Вокруг света» не раз рассказывал о том, как ученые пытаются искать внеземную жизнь на далеких и близких экзопланетах, спутнике Сатурна и даже на дне Тихого океана. Но пока ни одного достоверного свидетельства встречи с иным разумом не зафиксировано. Почему? Этот вопрос тоже интересует пытливые умы в мире науки, и есть несколько попыток сформулировать ответ.