Водку на Фонтанке не пьющие: что мы знаем о пернатых чижиках

Эти певчие птицы оглашают своими трелями леса и дома тех, кто содержит их в неволе

11 октября 2023

Яркие, дружелюбные птахи с красивым голосом вызывают умиление у большинства людей. Они радуют глаз, услаждают слух, дарят прекрасное настроение. К числу таких пернатых относятся и обитающие в наших лесах чижи.

Premium via Legion Media

Чижи

Spinus

Водку на Фонтанке не пьющие: что мы знаем о пернатых чижиках

Обыкновенный чиж (Spinus spinus)

FLPA via Legion Media

Тип — хордовые
Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — вьюрковые

Сегодня орнитологи включают в род чижей 20 видов птиц, 18 из которых обитают в Новом Свете и только два (обыкновенный чиж и тибетский канареечный вьюрок) — в Евразии. Обитающий в Колумбии и Венесуэле огненный чиж — единственный вид в роду чижей, который находится под угрозой вымирания.

Ранее почти всех представителей этого рода относили к щеглам, но филогенетические исследования, проведенные в последние десятилетия, привели к пересмотру прежней классификации.

В дикой природе век чижа составляет в среднем от 1,5 до 3 лет. Как правило, они гибнут от болезней или становятся добычей хищников.

Очаровательные крохи

Представители рода чижей живут в разных уголках Земли, но в их внешности много общего. Все они — небольшие птицы с массой тела около 11-15 граммов и длиной до 12 сантиметров. Тельце округлое, голова маленькая с изящным острым клювиком. Глаза напоминают маленькие черные угольки. Крылья выглядят короткими, хотя в размахе достигают 20 сантиметров. Хвост длинный. Лапки тонкие, но очень цепкие. Благодаря им чижи прекрасно удерживаются на ветках, демонстрируют акробатические этюды.

Для их оперения свойственны зеленые, оливковые, красные, желтые, бледно-серые тона. Причем у некоторых видов окраска меняется в зависимости от времени года. Например, самец американского чижа летом наряжен в светло-желтый «костюмчик», а зимой переодевается в строгий оливковый, тогда как оперение самки не меняет цвет, но летом становится немного ярче.

Водку на Фонтанке не пьющие: что мы знаем о пернатых чижиках

Самец американского чижа (Spinus tristis)

У многих чижей в области головы есть темная шапочка или черная отметинка под клювом.  Несмотря на довольно яркую, пеструю расцветку, чижей очень трудно заметить среди густой летней растительности.

Где ты был?

Надежда Пивоварова, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Героем всем известной песенки про чижика-пыжика, любящего испить водки на Фонтанке, является вовсе не певчая птица — с чего бы ей иметь тягу к крепкому алкоголю?

Согласно наиболее распространенной версии, «чижиками-пыжиками» называли студентов Училища правоведения в Санкт-Петербурге, которое находилось именно на Фонтанке. Свое прозвище молодые люди якобы заслужили из-за мундиров желто-зеленого цвета и пыжиковых шапок.

Прекрасные певцы

Увидеть чижей непросто, зато их можно услышать, когда они самозабвенно поют или устраивают переклички. В их песнях слышны свист, жужжание и потрескивание, сливающиеся в насыщенную и гармоничную композицию. Многие сравнивают щебет чижей с журчанием ручейка.

Нередко маленькие певцы включают в свой репертуар песни других птиц — особенно умело они подражают синицам. Правда, в концовке песни исполнители издают совсем не мелодичный звук, напоминающий блеяние или протяжный треск. Людям с музыкальным слухом, может показаться, что певец поперхнулся, ошибся. Но на самом деле такая концовка песни очень нравится самкам. Однако чижи поют не только в брачный период, ведь песня для них — средство коммуникации.

Пир в лесу

В большинстве своем чижи предпочитают жить в хвойных лесах и смешанных лесах. Довольно часто они встречаются в городских лесопарках. Заселить большие пространства им позволила всеядность: эти птички охотно поедают семена деревьев и трав. Если в округе много раскрывшихся сосновых шишек, то чижи выклевывают из них семечки, свешиваясь вниз головой и совершая замысловатые кульбиты.

Водку на Фонтанке не пьющие: что мы знаем о пернатых чижиках

Также чижи охотно поедают гусениц, бабочек, мелких жуков и тем самым способствуют оздоровлению леса, поддерживают хрупкий баланс в природе. Интенсивность преследования насекомых у них связана с выкармливанием птенцов — малыши каждый день требуют всё больше калорийного корма.

Если пропитания достаточно, то чижи могут вести оседлый образ жизни. Но в основном с наступлением холодов они мигрируют в теплые края.

Жизнь у гнезда

Весной чижи преображаются. Самцы распускают хвост веером, поднимают вверх голову и страстно поют, стараясь завоевать сердца самок, которые изредка отвечают им трелями и воздушными «танцами». Стремясь добиться взаимности, самец кружится вокруг самочки. Если всё сложится удачно, пара начинает строительство гнезда на высоте 6-13 метров над землей.  Оно представляет собой полушаровидный лоток сплетенный из ветвей, мха и аккуратно выстланный травами, пухом.

Самка обыкновенного чижа

Baresi franco, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Самка обыкновенного чижа обычно откладывает от 4 до 6 яиц и насиживает их почти две недели. Тем временем заботы по поиску пропитания ложатся на самца. После появления птенцов родители вместе добывают для них пропитание. Через пару недель птенцы уже начинают покидать гнездо. У некоторых видов чижей за год может быть и два выводка.

Бесстрашные спутники человека

Чижи не боятся людей. Они часто могут подлетать к человеку на расстояние нескольких метров. Будучи прирученным, чиж настолько привыкает к хозяину, что садится к нему на плечо, свободно летает по квартире и даже не пытается вылететь в форточку или открытое окно.

Водку на Фонтанке не пьющие: что мы знаем о пернатых чижиках

Чижи очень любят водные процедуры

Этих птиц довольно просто содержать, ведь они неприхотливы, легко уживаются с другими домашними питомцами. Специалисты рекомендуют давать одному чижу примерно две ложки зерна в день, а также не забывать добавлять в рацион капусту, салат, морковь, яблоки, а также ежедневно менять воду. В хороших условиях они могут прожить 10-15 лет, радуя хозяина своими песнями.