Бесстрашная дикуша: как живет редкая таежная птица

Звери и птицы в дикой природе обычно стараются избегать встреч с человеком. Но на Дальнем Востоке встречается небольшая птица, которая совершенно не боится людей

Такой удивительной храбростью отличается дикуша — птица из семейства фазановых, которую также называют карягой. Иногда ее можно погладить или даже взять в руки. Только вот парадокс: на глаза людям она попадается очень редко.

blickwinkel / Alamy via Legion Media

Встречается дикуша в Приамурье, на побережье Охотского моря и на Сахалине. Размером она чуть больше рябчика, сверху окрашена в темные, почти шоколадные тона, только с брюшной стороны имеются белые пятна. У самцов на горле есть черное пятно с белой каемкой. Самки, как заведено в мире пернатых, выглядят еще скромнее. Интересно, что у самцов и самок маховые перья сильно заострены, правда, разглядеть их возможно только вблизи.

Дикуши любят подолгу сидеть на одном месте: даже стометровый перелет для них — почти марафон. По земле они ходят медленно, периодически останавливаясь, словно устали и хотят поспать. По данным орнитолога Роальда Леонидовича Потапова, каряги месяцами могут не перелетать далее, чем на несколько сот метров. Хотя он же пишет о «небольших сезонных перекочевках» этих птиц, которые могут быть связаны с «изменениями в питании».

А питаются дикуши в основном хвоей, почками деревьев, ягодами и листьями брусники. Птенцов взрослые дикуши кормят насекомыми, а иногда едят насекомых и сами. Чтобы переварить хвою, дикуши заглатывают небольшие камешки, которые перемалывают грубую пищу птиц прямо в желудке.

Дикуши также хорошо переносят холода. Зимой они порой ночуют прямо в кронах деревьев, но с приходом по-настоящему суровых морозов вырывают в снегу тоннели с «крюком», в конце которых сооружают себе относительно теплое и безопасное укрытие.

Весной у дикуш проходит токование. Самцы принимают важные позы, раскрывают веером хвосты, их брови наливаются ярко-красным цветом. Кавалеры исполняют перед дамами танец, издают своеобразные звуки, слышные не более чем на 50-100 метров. Даже в разгар сезона любви дикуши стараются быть незаметными и не шуметь.

Птица, обделенная страхом

Поймать дикушу несложно. Известный писатель, геолог и путешественник Григорий Анисимович Федосеев так описывал ловлю этой птицы: «У молодой ели усердно лаяла Чирва. Там, невысоко от земли, на сучке сидела серая птица. Но, странно: наш приход не встревожил ее; она даже не выразила испуга и тогда, когда Илья поднес жердь с петлей к ее голове, — птица слегка вытянула шею, эвенк накинул петлю и сдернул ее с ели. Через несколько секунд я держал ее в своих руках, но и теперь у нее не было испуга, будто она не понимала той опасности, какая грозила ей…

Высвободившись из рук, каряга отлетела метров на пятьдесят и снова уселась на дерево. Мы все подошли к ней. Чирва с Залётом уже облаивали ее. На этот раз я сам решил испытать этот странный способ ловли каряг и убедиться в отсутствии у нее страха. Подражая эвенкам, я взял жердь и подошел к ели. Птица не улетела, она спокойно смотрела на меня и, переступая с ноги на ногу, топталась на сучке. Я поднес к ней конец жерди, каряга, глубоко втянув голову, продолжала сидеть. Я накинул на нее петлю и, захлестнув ею ноги, снял с сучка. Снова она оказалась в моих руках, но на сей раз я принес ее в лагерь. Все мы долго рассматривали странную птицу, у которой действительно не было страха. И, освобожденная вторично, она села недалеко на ветку».

Бесстрашная дикуша: как живет редкая таежная птица
Самка дикуши. После брачных игр самки строят гнезда прямо на земле и откладывают 7-12 яиц. Ближе к середине лета у них появляются птенцы, которые довольно быстро становятся самостоятельными
Yuri Stroykin, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Согласно эвенкийским легендам, записанным Федосеевым, дикуша обделена страхом, потому что не успела получить его, когда Чудо-зверь раздавал страх всем животным. Эвенки говорят, что в это время каряга играла в камешки.

Возможно, кто-то, узнав о бесстрашии дикуши, сочтет эту птицу глупой. Но подобное суждение весьма ошибочно: поймать ее довольно легко, а вот найти — очень трудно.

Дикуши живут в непролазной тайге, куда люди добираются крайне редко. Кроме того, окраска этих птиц помогает им сливаться с местностью, а в случае опасности дикуши стараются замереть неподвижно. Бывалые охотники говорят, что можно подойти к дикуше чуть ли не вплотную и не увидеть ее — так хорошо она маскируется. Кроме того, запах дикуши едва уловим даже для собаки.

Но время от времени дикуши все-таки становятся жертвами хищников и охотников. Из-за освоения тайги, пожаров и своей доверчивости дикуша в наше время стала крайне редка. Птица-невидимка, эндемик России, занесена в Красную книгу. Убивать ее преступно не только по закону, но и по совести. Ведь как можно стрелять в чуть ли не единственное животное, которое не боится человека и дает взять себя в руки?

Что еще почитать по теме