Голос из преисподней: чем знаменита болотная птица выпь

Своеобразное «пение» выпи веками наводило на людей ужас

1 августа 2023

Если на болоте или возле речки с тихим течением вы однажды услышите низкий страшный рев, то не стоит бояться встречи с чудом дожившим до наших дней доисторическим монстром. Скорее всего, где-то неподалеку кричит выпь.

Голос из преисподней: чем знаменита болотная птица выпь
Большая выпь (Botaurus stellaris)
Tierfotoagentur via Legion Media

Выпи

Голос из преисподней: чем знаменита болотная птица выпь
Малая выпь (Ixobrychus minutus)

Класс — птицы
Отряд — пеликанообразные
Семейство — цаплевые
Род  выпи и малые выпи (Botaurus и Ixobrychus)

Выпей объединяют в два рода семейства цаплевых. Род выпей насчитывает четыре вида, а в род малых выпей, или волчков включены девять видов птиц. Выпи встречаются в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и Африке. Австралийская выпь (Botaurus poiciloptilus) включена в список видов, находящихся под угрозой вымирания, а новозеландская выпь (Ixobrychus novaezelandiae) была истреблена к началу XX века.

Болотный отшельник

Выпи обладают запоминающейся внешностью. Распространенная в России большая выпь имеет внушительные размеры: размах крыльев взрослого самца может достигать 130 сантиметров. Она обладает мощным длинным клювом с желтоватым окрасом. Шея у большой выпи очень длинная, но птица часто ее втягивает, отчего выглядит меньше, чем на самом деле. Туловище у нее почти как у серой цапли, хвост короткий, закругленный, ноги длинные и мощные. Окраска тела охристая, бурая, с темными пестринами. В таком камуфляжном костюме птица становится невидимкой среди болота. В случае появления хищников выпь задирает клюв вверх, сливаясь с зарослями камыша.

Альфред Брем

«Умением принимать самые изумительные позы выпь превосходит всех своих родственников. Стоя спокойно, она так втягивает шею, что голова ее покоится на затылке; в гневе она раздувает перья, поднимает их на задней части шеи, раскрывает клюв и приготавливается к нападению; желая обмануть кого-нибудь, она садится на пятки, вытягивает туловище, голову, шею и клюв вверх и становится более похожа на пучок сухого камыша, чем на птицу»

Малая выпь, как следует из названия, гораздо меньше. Кроме того, ее самцы украшены своеобразной перьевой шапочкой черного цвета, а значительная часть оперения самцов малой выпи имеет кремово-белую окраску. Самки же окрашены в пестрые буровато-охристые оттенки.

Голос из преисподней: чем знаменита болотная птица выпь
Американская выпь (Botaurus lentiginosus) относится к роду выпей и выделяется относительно короткой шеей и коричневым окрасом

Выпей при всем желании нельзя назвать дружелюбными. Они предпочитают жить отшельниками, не жалуют соседей. Даже на зимовку порой улетают в одиночестве. Питаются эти птицы рыбой, лягушками и другими земноводными, беспозвоночными, а иногда и мелкими млекопитающими.

Леденящий душу вой

Выпь прославилась и вошла в легенды не столько из-за своей оригинальной внешности, сколько благодаря умению издавать жуткие звуки, которые похожи не то на приглушенный крик быка, не то завывание ветра. Услышав крик большой выпи посреди ночи на болоте, никто не сможет сохранить спокойствие.

«Пение» выпи в ночной тишине может быть слышно за 2-3 километра

В повести Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей» именно на крик выпи попытался списать вой спрятанного на болоте пса мистер Стэплтон в разговоре с доктором Ватсоном: «В Англии эта птица попадается теперь очень редко, в сущности она почти вымерла, но на таких болотах все возможно. Я бы нисколько не удивился, если б оказалось, что до нас донесся голос одной из последних представительниц этого вида». Кстати, выпи в Англии действительно едва не вымерли, но их популяцию удалось спасти от полного исчезновения.

Крик самца большой выпи (чтобы услышать эти низкие звуки, лучше воспользоваться наушниками)

О криках выпей люди веками слагали мифы, принимая их за звуки, издаваемые призраками и нечистой силой. Когда же источник этих звуков был найден, ученые долгое время считали, что для исполнения столь странных арий выпям приходится окунать в воду голову. Однако все оказалось гораздо проще: чтобы издать свой крик, выпи нужно сперва наполнить воздухом пищевод, который выполняет функцию резонатора, а затем резко выдохнуть.

Обычно выпи оглашают окрестности своим криком в брачный период. Соответственно, звуки, пугающие мистически настроенных людей, представляют собой серенады.

Заботливые родители

Склонные к одиночеству выпи прерывают свое отшельничество только для выведения птенцов. Гнезда они устраивают на болотных кочках, в камышовых зарослях и используют их в течение нескольких лет. Подобные жилища сделанные из травы и ветвей каждый год достраиваются и ремонтируются.

Гнездо большой выпи
FLPA via Legion Media

Самки откладывают 3-5 (иногда до 8) яиц. Они же занимаются высиживанием. Самцы в основном подкармливают самок, изредка сменяя их на кладке. Инкубационный период длится примерно 26 дней, после чего из яиц появляются на свет крохотные птенчики, покрытые рыжим пухом.

Выпи кормят потомство головастиками и мелкой рыбой. На третьей неделе жизни малыши пытаются обследовать окрестности гнезда, а спустя еще две недели уже учатся летать. На крыло они встают примерно в двухмесячном возрасте и вскоре покидают родной дом. После этого семейная пара выпей распадается до следующего сезона.