В жестоких представлениях на арене Колизея участвовали таксы. Их останки нашли в канализации

Ученые рассказали, какая роль отводилась этим животным в кровавом действе

30 ноября 2022
Представление с участием животных в амфитеатре Помпеев
Florilegius / Alamy

Во время раскопок в канализации Колизея археологи обнаружили останки животных, участвовавших в представлениях на знаменитой арене. Среди них оказались кости собак, похожих на современных такс. Несмотря на свой размер, они могли быть бесстрашными противниками. Находки дают новую информацию о жизни легендарного амфитеатра, который вмещал до 50 тысяч зрителей.

Специалисты в течение года работали на древних стоках Колизея. Буквально ползая в грязи, ученым удалось исследовать 70 метров дренажных и канализационных труб, куда смывали отходы, оставшиеся после представлений.

Впервые ученые выяснили, что среди «артистов» были маленькие собачки — судя по их останкам, они были предшественниками такс. Но эти животные не были похожи на наших питомцев, современный облик порода приобрела только в XVIII веке. Древнеримские таксы были куда ниже, менее 30 сантиметров в высоту.

Альфонсина Руссо

«Их могли использовать для инсценированной охоты или даже натравливать на медведей и подобных животных. А также, возможно, для выполнения акробатических трюков, которые вы могли бы увидеть в цирке сегодня».

Археологи отмечают, что это могли быть постановочные бои: такс выпускали стаей на залитую кровью арену. По словам профессиональных собаководов, несмотря на размеры, маленькие собаки могут быть очень свирепыми. Такс выводили для охоты на барсуков, поэтому они «смелые до безрассудства».

Вместе с останками такс ученые открыли кости крупных собак, леопардов, львов, медведей и даже страусов. Из других артефактов удалось обнаружить около полусотни бронзовых монет позднего Рима и серебряную монету 170–171 годов нашей эры — она уникальна тем, что была выпущена в честь десятилетия правления Марка Аврелия, императора, получившего известность в наши дни после выхода фильма «Гладиатор».

Дополняют картину жизни древнего Колизея остатки закусок: оливок, орехов, косточки вишни, персиков, инжира, винограда и дынь. А также игральные кости, которыми могли развлекаться, коротая время до начала зрелища.

Посмотрите также на пенсионное удостоверение легионера и холодильник солдат Римской империи на Балканах.