Орехов и зрелищ: посмотрите, что ели зрители гладиаторских боев в Древнем Риме

Археологи нашли на руинах Колизея остатки древней еды

28 ноября 2022
Орехов и зрелищ: посмотрите, что ели зрители гладиаторских боев в Древнем Риме
Джоан Болл

Пока болельщики чемпионата мира по футболу в Катаре сокрушаются, что на трибунах нельзя пить алкогольное пиво, ученые выяснили, какой едой подкреплялись их предшественники две тысячи лет назад в Колизее.

Среди остатков древней еды археологам удалось распознать фрагменты инжира, винограда, вишни, ежевики, грецких орехов и других плодов. Фотографии находок опубликовала в «Твиттере» Джоан Болл, археолог из Ливерпульского университета.

Археологи также нашли кости медведей и львов, которых, вероятно, использовали в играх на арене. Животные сражались друг с другом и с гладиаторами для развлечения публики. Кроме того, под Колизеем найдены кости собак. Какая роль отводилась в представлениях этим животным, еще предстоит выяснить.

Открытия были сделаны во время изучения канализации самой известной античной достопримечательности Рима. Это исследование продолжается уже почти два года, в планах ученых расчистить 70 метров сточных труб.

Подобные артефакты дают представление об «опыте и привычках тех, кто приходил сюда в течение долгих дней, посвященных выступлениям», — приводит BBC слова Альфонсины Руссо, директора Археологического парка «Колизей».

Первые в истории гладиаторские бои прошли в 264 году до н. э. на погребальных играх, которые организовали в честь усопшего сенатора Децима Юния Брута его сыновья. Тогда на скотном рынке сразились три пары специально купленных для этой цели рабов. Гладиаторские игры еще долго были частью похоронного обряда, прежде чем стать развлечением.

Посмотрите также на пенсионное удостоверение легионера и холодильник солдат Римской империи на Балканах.