Древние жулики? Почему 90% римских игральных костей были неровными
Фото
Archaeological and Anthropological Sciences

Археологи довольно часто находят игральные кости на европейских территориях бывшей Римской империи. Но только некоторые сделаны в форме куба. Вплоть до 90% игровых аксессуаров римлян ассиметричны — у них кривые бока и разной длины грани, что способствует выпадению определенных чисел. Исследователи из американских университетов — Калифорнийского и Дрю — решили, наконец, разгадать тайну кривобоких игральных костей и выяснить, было ли это древним способом мошенничать в игре.

В Римской империи была популярна игра «таберна», напоминающая нарды, в которой бросали кубики с числами. Их изготавливали из различных материалов, начиная с глины и заканчивая металлом и костью. На гранях, так же, как и у современных аналогов, были нанесены символы, которые обозначали цифры от 1 до 6. Детальные измерения показали, что стороны у бо́льшей части игральных костей были неравными, вытянутыми или вообще кривыми.

Ученые исключили ручную работу как причину такой кособокости, сравнив с аналогичными костями из Средневековья. В более позднюю эпоху меньше 50% кубов страдали асимметричностью. А 90% — слишком высокий показатель, чтобы списать его на случайность или ошибку.

Специалисты рассмотрели 28 игральных костей древних римлян, найденных в Нидерландах. 24 из них также оказались ближе к высокому параллелепипеду, нежели к кубу. Одни грани были длиннее других больше чем вдвое. При этом обнаружилась закономерность: на высоких сторонах чаще всего находились числа 1 и 6. Более ранними исследованиями было доказано, что это увеличивает вероятность выпадения этих цифр — так как длинные грани в 2,5 раза чаще ложатся лицевой стороной.

Чтобы выяснить, было ли это умышленным жульничеством, ученые провели эксперимент с участием 23 студентов. Авторы исследования назвали их наивными производителями — потому что не сказали им о цели эксперимента. Добровольцев просто попросили нанести символы на грани ассиметричных кубиков в любом порядке.

Несмотря на отсутствие стимула к мошенничеству, студенты все равно поставили единицу и шестерку на бо́льших сторонах, пишет Phys. При анализе причин выяснилось, что им просто было так удобнее — начинать с самой широкой стороны и заканчивать ею, а также чтобы уместить все шесть точек на просторной грани.

Результаты, по словам ученых, показали «производственную предвзятость»: сколько бы веков ни прошло, люди выбирают самый легкий способ, упрощают себе жизнь.

Эксперимент говорит о том, что древние римляне, вероятно, не старались таким образом никого обмануть. И даже не слишком заботились о том, как кость может лечь в игре, считая это делом судьбы. Однако исследователи допускают, что все-таки самые внимательные игроки со временем должны были понять закономерность и начать использовать это для своей выгоды.

Исследование опубликовано в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.