Убивает патогены: медоносное растение из Дагестана оказалось на 7% эффективнее антибиотиков

Открытие сделали ученые из России и Узбекистана

14 августа 2023
Getty Images

Команда ученых из России и Узбекистана выявила высокую антимикробную активность у вещества из иссопа лекарственного. В тканях дикого растения, которое встречается на территории Дагестана, как выяснилось, живут грибки, эффективные против широкого спектра бактерий и других патогенных грибов, которых они считают конкурентами и потому уничтожают. Кроме того, бактерии не вырабатывают устойчивость к этому веществу, как ко многим антибиотикам. Результаты поддержанного грантом РНФ исследования опубликованы в журнале Antibiotics.

Спустя почти что век со времени одного из важнейших медицинских событий, спасшего миллионы жизней — открытия пенициллина в 1928 году, — человечество, которое получило оружие против бактерий, столкнулось с новой проблемой. Патогены начали приспосабливаться и вырабатывать резистентность к антибиотикам. По данным ВОЗ, такие адаптировавшиеся микробы к 2050 году будут вызывать до 10 миллионов смертей ежегодно. Поэтому ученые активно ищут источники для нового поколения лекарств.

Одним из таких перспективных источников считаются эндофитные грибы — они живут в тканях растений, при этом не причиняя вреда хозяину. Для нового исследования группа специалистов из Института физико-химической биологии им. Белозерского МГУ (Россия), Института химии растительных веществ Академии наук Узбекистана и Университета Новый Узбекистан взяла иссоп лекарственный. Он широко распространен на севере Африки, западе Азии, а также в центральной, южной и восточной Европе.

В России он чаще всего встречается в диком виде в Дагестане, культивирован и в других регионах. Иссоп с древности известен своими лечебными свойствами для пищеварения, дыхательной системы, от воспаления в кишечнике, при простудах. Мед, собранный пчелами с цветущего иссопа, считается одним из самых ценных.

Команда выделила из растения девять экстрактов  — изолятов его эндофитных грибов. И проанализировала их антимикробные свойства на грибах, вызывающих кандидоз, кишечной палочке, золотистом стафилококке, который провоцирует кожные заболевания и пневмонию, вызывающем внутрибольничные инфекции Pseudomonas aeruginosa и почвенных бактериях Bacillus subtilis.

Самая высокая антимикробная активность оказалась у Chaetomium elatum: он был сильнее не только других изолятов, но и на 2–7% эффективнее широко применяемых сегодня антибиотиков — ампициллина и цефтриаксона. Исследование структуры этих грибков показало, что основное действующее против бактерий вещество — пенициллиновая кислота.

«Пенициллиновая кислота хорошо действует как на грамположительные, так и на грамотрицательные бактерии. Не вызывает лекарственную устойчивость у грамотрицательных бактерий. Кроме того, она не приводит к образованию биопленок, показывая одинаковую эффективность в отношении бактерий, объединенных в биопленку, и в свободноплавающих формах», — рассказал старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ Павел Назаров.

По словам Павла Назарова, пенициллиновую кислоту, выделенную из эндофитных грибов иссопа, можно будет использовать в качестве антибиотика для подавления как минимум пяти видов патогенов. В том числе, например, для лечения пневмонии. Потребуются дополнительные исследования, чтобы разработать действенный механизм попадания препарата внутрь клеток.